0 марта. Сеймур Пейперт и обучение программированию через тело (и бессознательное)

Памяти Сеймура Пейперта. "Тот факт, что компьютерные процедуры облегчают учение, вовсе не означает, что от всякого повторения можно отказаться или что время, необходимое для овладения жонглированием, можно свести к нулю. Время потребуется на то, чтобы выявить и исправить ошибки, и на то, чтобы овладеть необходимыми компонентами навыка. Что мы можем свести на нет, так это малопродуманные и неэффективные методы. Когда учащийся следует плохой стратегии учения, то овладевает на удовлетворительном уровне жонглированием тремя мячиками после многочасовой работы. Выбрав хорошую стратегию, он овладевает этим навыком гораздо быстрее, обычно за 20—30 минут. У детей часто развивается резистентность (неприятие) к процессу отладки, аналогичная уже разбиравшейся нами резистентности к процедурам. Ребенок задумал научить Черепашку рисовать определенную фигуру, скажем домик или человечка. Программа быстро пишется и проверяется. Она не работает. Вместо отладки она стирается из памяти. Иногда отбрасывается и все задуманное. Иногда же дети долго не прекращают своих попыток, проявляя удивительную настойчивость, но всегда начинают с нуля, пытаясь сделать все «правильно» одним махом. Ребенок может преуспеть или не преуспеть в умении научить компьютер рисованию. Но это еще не значит, что он добился или не добился успехов в стратегии отладки. Нетрудно проявить сочувствие, хотя школьная этика прекрасно обходится без этого. Там, где мы видим программу с незначительной ошибкой, ребенок видит «неверное», «плохое», «ошибочное» исполнение. Школьные учителя считают, что ошибки — это плохо; на крайний случай они предлагают поразмыслить над ними, сосредоточиться и подумать. Ребенок же рад воспользоваться способностью компьютера стирать следы его деятельности с тем, чтобы никто не смог их увидеть. Философия отладки предлагает противоположную установку. Ошибки приносят нам пользу, поскольку они заставляют нас разобраться в том, что произошло, понять, где мы пошли по ложному пути, и через такое понимание исправить их. Опыт программирования на компьютере эффективнее любой другой деятельности заставляет их «уверовать» в отладку. Соприкосновение со средой обучения ЛОГО постепенно подточило устойчивое неприятие процессов отладки и разбиения на отдельные процедуры. Некоторые люди, наблюдавшие, как дети начинали все терпимее относиться к своим ошибкам, приписывали эту тенденцию поведению преподавателей в среде обучения ЛОГО, которые не проявляли интереса и никак не критиковали программы, считавшиеся детьми ошибочными. Я думаю, в этом случае срабатывали более фундаментальные вещи. В среде обучения ЛОГО дети учились тому, что учитель тоже учится и что все они учатся на ошибках."
from Facebook http://ift.tt/2aXr7qt
via IFTTT