Баллада о гвоздях и топоре. Михаил Кушнир нашел великолепную метафору нашей цифровизации. Вот, представьте себе, в некие времена умел мужик построить дом без гвоздей. Одним топором. И возносились к небу терема и крепости, церкви и избы. Да, не каждый мог построить Кижи, но свой дом - уж точно. И, собравшись "всем миром", поднять "обыденную" церковь в деревне ("обыденными" назывались церкви, которые строились «об един день» -- за один день). Вдумайтесь: за один день, в любой деревне, простые мужики - церковь. Не простую избу, а какой-нибудь "восьмерик на четверике", то есть достаточно сложное инженерное сооружение. Одним топором. Без единого гвоздя. Просто методика. Которой владел каждый мужик. Потому что иначе - не прожить. Избу ведь не купишь. Ее можно лишь построить. Построишь плохо - зимой погибнешь. А летом - развалится. И гибли. И жили в развалинах. Но те, кто не гибли - жили до старости (с) Каков на самом деле процент выживавших, история умалчивает. И тут кто-то с далекого Запада привозит молоток. И гвозди. С гвоздями - легче. Можно не пригонять бревна так, чтобы не оставалось ни щелочки. Сбил гвоздями - и готово. Изба - в день, ура! Производительность - выросла. Массовое строительство рулит. Каждому мужику по отдельной избе! мужики, правда, репу почесали, ладонь между бревнами всунули, головой покачали и тихонечко гвоздики-то повынули. И стали рубить дома по-старому. Потому что гвоздики-то, конечно, прогресс и цивилизация, но зимой-то в тайге жить им, а не этой тетке Цивилизации. Те, кто попроще, в леса ушли, чтобы сатанинские гвозди не использовать. Кто похитрее, получали гвозди у начальства и, делая вид, что вставляют их в избу, толкали на рынке, ибо железо нынче дорого. были, конечно, чудаки, которые на гвоздях строили. Получалось криво и косо. Ибо - непривычно и непонятно. Проверяющие царские, когда батюшке-то цифровизацию (тьфу, гвоздестроительство) хотели показать, эти кривые дома-то старались не показывать. Все больше роскошные избы и терема, которые строили умные мужики. Те, знамо дело, строили добротно, топором, тщательно подгоняя бревна. А потом, в самых видных местах вгоняли гвозди - чтобы видно было, чтобы прогрессивность свою показать. Получали они премии и шубы собольи. Опытом делились - куда гвозди лучше вбивать. Те, кто строил кривенькие дома, удивлялись и ругались - гвоздь-то в срубе держит бревно. Не дает ему осесть ровно, щель остается - нельзя так строить. Но - красиво. и новые технологии использованы. Между тем, те, кто с гвоздями работал, поняли, что одни гвозди - не панацея. нужно еще и пилы использовать: доски пилить, брусья. Стали строить каркасные дома - ровные, ладные, легкие. Дешевые. У них был один недостаток - чтобы его построить, нужно было уметь пользоваться инструментами. не только тем самым импортным молотком, но и пилой. И - рубанком. И - уровнем с отвесом. потому что малейшая ошибка - и вся конструкция становится кривой и косой. Учиться нужно и инструменты покупать. Те, кто пытался построить по их технологии, имея опыт рубки топором, получали в лучшем случае дощатые пристройки к Покровской церкви. Фигня, конечно, лучше гвозди по-прежнему в сруб вбивать. там - шубы на соболях, а тут - зуботычины от прихожан. Так зачем учиться? но прогресс не остановишь. массовые щитовые дома (те самые, на гвоздях, каркасные) были замечены начальством. Царю понравились, и вообще - новые технологии. Стали мечтать, как они всю Расеюшку щитовыми домами покроют. Поехали у бусурманам, увидели фахтверки. Вау! - сказали вельможи. Хотим как у них. Но тянуть технологию из гейропы дорого, к тому же непатриотично. Кинули клич к восточным соседям. Те поделились суперсовременной саманной технологией. Экологично, экономично. Круто безумно. Самый хайтек, при чем по-нашему, по расейски - из г-на и палок. И повелели строить по всей стране небоскребы из самана. А, чтобы не разваливались, стены потолще делать. И навоза не жалеть. А кто навоз воровать будет - тому голову нещадно сечь. Так и живем. В этом месте вы хотите мораль? Ее не будет. Будет краткая историческая справка. Современная рубленная изба, какой мы ее знаем, появилась массово только в 19 веке. До 18 века дома, строившиеся "одним топором", не имели даже окон, а только проемы для выхода дыма под потолком, ибо топились, чаще всего по-черному. Что не мешало, когда нужно, строить терема и шедевры типа упомянутой Покровской церкви в Кижах. Со слюдяными окнами сложного набора и резными шатрами. С прекрасной архитектурой и тонким пониманием материала. Но для этого требовались мастера. Которые всегда были на вес золота. И да, Кремль в Москве строили итальянцы, если что. Да, я про каменный, конечно. Но что может быть более органичным для русской культуры, нежели краснокаменные стены с бойницами и куранты спасской башни. Ой, нет, я увлекся. Я же писал о молотке и строительстве без гвоздей.

Баллада о гвоздях и топоре. Михаил Кушнир нашел великолепную метафору нашей цифровизации. Вот, представьте себе, в некие времена умел мужик построить дом без гвоздей. Одним топором. И возносились к небу терема и крепости, церкви и избы. Да, не каждый мог построить Кижи, но свой дом - уж точно. И, собравшись "всем миром", поднять "обыденную" церковь в деревне ("обыденными" назывались церкви, которые строились «об един день» -- за один день). Вдумайтесь: за один день, в любой деревне, простые мужики - церковь. Не простую избу, а какой-нибудь "восьмерик на четверике", то есть достаточно сложное инженерное сооружение. Одним топором. Без единого гвоздя. Просто методика. Которой владел каждый мужик. Потому что иначе - не прожить. Избу ведь не купишь. Ее можно лишь построить. Построишь плохо - зимой погибнешь. А летом - развалится. И гибли. И жили в развалинах. Но те, кто не гибли - жили до старости (с) Каков на самом деле процент выживавших, история умалчивает. И тут кто-то с далекого Запада привозит молоток. И гвозди. С гвоздями - легче. Можно не пригонять бревна так, чтобы не оставалось ни щелочки. Сбил гвоздями - и готово. Изба - в день, ура! Производительность - выросла. Массовое строительство рулит. Каждому мужику по отдельной избе! мужики, правда, репу почесали, ладонь между бревнами всунули, головой покачали и тихонечко гвоздики-то повынули. И стали рубить дома по-старому. Потому что гвоздики-то, конечно, прогресс и цивилизация, но зимой-то в тайге жить им, а не этой тетке Цивилизации. Те, кто попроще, в леса ушли, чтобы сатанинские гвозди не использовать. Кто похитрее, получали гвозди у начальства и, делая вид, что вставляют их в избу, толкали на рынке, ибо железо нынче дорого. были, конечно, чудаки, которые на гвоздях строили. Получалось криво и косо. Ибо - непривычно и непонятно. Проверяющие царские, когда батюшке-то цифровизацию (тьфу, гвоздестроительство) хотели показать, эти кривые дома-то старались не показывать. Все больше роскошные избы и терема, которые строили умные мужики. Те, знамо дело, строили добротно, топором, тщательно подгоняя бревна. А потом, в самых видных местах вгоняли гвозди - чтобы видно было, чтобы прогрессивность свою показать. Получали они премии и шубы собольи. Опытом делились - куда гвозди лучше вбивать. Те, кто строил кривенькие дома, удивлялись и ругались - гвоздь-то в срубе держит бревно. Не дает ему осесть ровно, щель остается - нельзя так строить. Но - красиво. и новые технологии использованы. Между тем, те, кто с гвоздями работал, поняли, что одни гвозди - не панацея. нужно еще и пилы использовать: доски пилить, брусья. Стали строить каркасные дома - ровные, ладные, легкие. Дешевые. У них был один недостаток - чтобы его построить, нужно было уметь пользоваться инструментами. не только тем самым импортным молотком, но и пилой. И - рубанком. И - уровнем с отвесом. потому что малейшая ошибка - и вся конструкция становится кривой и косой. Учиться нужно и инструменты покупать. Те, кто пытался построить по их технологии, имея опыт рубки топором, получали в лучшем случае дощатые пристройки к Покровской церкви. Фигня, конечно, лучше гвозди по-прежнему в сруб вбивать. там - шубы на соболях, а тут - зуботычины от прихожан. Так зачем учиться? но прогресс не остановишь. массовые щитовые дома (те самые, на гвоздях, каркасные) были замечены начальством. Царю понравились, и вообще - новые технологии. Стали мечтать, как они всю Расеюшку щитовыми домами покроют. Поехали у бусурманам, увидели фахтверки. Вау! - сказали вельможи. Хотим как у них. Но тянуть технологию из гейропы дорого, к тому же непатриотично. Кинули клич к восточным соседям. Те поделились суперсовременной саманной технологией. Экологично, экономично. Круто безумно. Самый хайтек, при чем по-нашему, по расейски - из г-на и палок. И повелели строить по всей стране небоскребы из самана. А, чтобы не разваливались, стены потолще делать. И навоза не жалеть. А кто навоз воровать будет - тому голову нещадно сечь. Так и живем. В этом месте вы хотите мораль? Ее не будет. Будет краткая историческая справка. Современная рубленная изба, какой мы ее знаем, появилась массово только в 19 веке. До 18 века дома, строившиеся "одним топором", не имели даже окон, а только проемы для выхода дыма под потолком, ибо топились, чаще всего по-черному. Что не мешало, когда нужно, строить терема и шедевры типа упомянутой Покровской церкви в Кижах. Со слюдяными окнами сложного набора и резными шатрами. С прекрасной архитектурой и тонким пониманием материала. Но для этого требовались мастера. Которые всегда были на вес золота. И да, Кремль в Москве строили итальянцы, если что. Да, я про каменный, конечно. Но что может быть более органичным для русской культуры, нежели краснокаменные стены с бойницами и куранты спасской башни. Ой, нет, я увлекся. Я же писал о молотке и строительстве без гвоздей.
by Анатолий Шперх

September 17, 2018 at 08:24AM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT