Важный материал и не менее важный комментарий Kateryna Yasko: "Уровень развития страны в странах ЕС можно соотнести со степенью вовлеченности родителей в образовательную политику как заказчиков образования своих детей. Потому что вовлеченность в образование = вовлеченность в проектирование будущего. Качественная вовлеченность родителей в образование детей — это самая экологичная и эффективная форма выражения патриотизма и гражданской ответственности (особенно для женщин). .... Очень важный, на мой взгляд, раздел — про проблемы участия родителей в политике образования. Сделала выводы для себя, в частности, как важно, чтобы пальма первенства в образовании все-таки оставалась за профессионалами-исполнителям, а родители были сознательными и ответственными заказчиками образования. ... Несколько интересных выжимок из документа, полный текст прикреплен внизу. «Образование нуждается в реформировании. Анализ любого из аспектов ситуации в образовании приводит к такому выводу. Идет ли речь об уровне подготовки учащихся, о новых подходах к обучению, об усилении внимания к гуманитарным или к инженерным дисциплинам, о качестве профессиональных кадров, о целях образования, о языке обучения о философии человека или о специализации страны и организации ее хозяйства – необходимость реформ очевидна. Проблемы сферы образования обсуждаются на разных уровнях — философами, социологами, педагогами, психологами, юристами, политиками, публицистами. Выводы, к которым приводят эти исследования и обсуждения, позволяют нам выдвинуть как значимые следующие проблемы. 1. Система образования воспроизводит ценности, заложенные предыдущей эпохой, и они уже не отвечают современным требованиям к современному человеку. К традиционно воспроизводимым системой образования ценностям относятся: тотальный характер научного типа мышления; унификация — обучение всех всему (доктрина Яна Коменского); отсутствие индивидуального подхода, что способствует формированию социальных иждивенцев; дисциплинирование — формирование одинаковых, законопослушных и лояльных граждан с предсказуемыми социальными реакциями. 2. Образование выполняет скорее социальные (досуг, общение, формирование социальной среды), чем образовательные функции. 3. Образование уже не служит социальным лифтом, диплом не гарантирует высокооплачиваемую работу. 4. В системе образования распространена социальная договоренность учащихся и преподавателей, препятствующая непредвзятому и формальному отношению неподвластного человеку объективного знания и ученика. Существует также социальная договоренность между школой и школьными управами или министерством образования и науки, что мешает профессионально оценивать нововведения и строить непредвзятую картину положения дел в школе. 5. Школа и вуз не обеспечивают должный уровень подготовки, стимулируя возникновение параллельного образовательного процесса. Широко распространены краткосрочные курсы, репетиторство, тренинги, мастер-классы. Таким образом, люди вынуждены несколько раз платить за свое образование. 6. Образование не формирует у учащихся идентичность на уровне страны. 7. Развитие мышления у учащихся ограничивается только одной формой мышления – рассуждением, когда мышление движется по заданной логике – научной. Такие формы, как полагание рамок, схем, идей, онтологий; трансцендирование — выход за положенные рамки, смена пространств рассуждений;самоопределение – соотнесение себя с внешним контекстом, полагание границ будущего мышления или деятельности — оказываются недоступными и для преподавателя и для его учеников. 8. Освоение разных способов мышления подменяется освоением продуктов мышления – знаний, что не позволяет выпускникам работать в инновационных областях. В свою очередь, освоение знаний подменяется передачей и запоминанием сведений или информации, в то время как из учебного процесса удаляется логическое, логико-методологическое и философское представление о том или ином знании. 9. Реформаторы образования рассматривают школы как пассивный объект, которым государство руководит и с которым оно может делать все, что посчитает нужным. При этом не принимается во внимание то, что такие объекты как школа могут выступать субъектами – они активны, обладают своей историей, своими идеями, своими целями и способами их достижения. Детальная проработка этих проблем требует специальной работы, в том числе углубленного анализа существующей ситуации. При этом очевидно, что системе образования необходимы изменения. Проблемным остается вопрос: кто будет инициатором и заказчиком этих изменений? Особенность ситуации в Латвии заключается в том, что проблема образования не обсуждается — ни школами, ни родителями, ни политическими партиями, ни государственными институтами — как вопрос о будущем страны и как вопрос об образе человека (поколения), соответствующего этому будущему. Такое положение дел не соответствует самому предназначению образования, которое задумано как институт реализации базовых концепций, идей, принципов, которые должны приводить к созданию нового мироустройства. Другая особенность ситуации в Латвии в том, что проблема образования не осознается как общественная проблема, общая для всех, кто озабочен будущим своих детей. Родители склонны воспринимать только частные случаи: мой ребенок недостаточно усерден (талантлив), педагог плохо подготовлен и неопытен, школа слабо финансируется. Или проблема сводится только к вопросам языка преподавания. Соответственно, преобладают индивидуальные и локальные способы реагирования на неблагополучную ситуацию: родители собирают деньги на ремонт класса, нанимают репетиторов для подтягивания по предметам и подготовки к экзаменам, записывают детей на многочисленные курсы (иностранных языков, компьютерного программирования, развития памяти, в спортивные секции). Проблемная ситуация в сфере образования – это прежде всего общественная ситуация, и это значит, что ее изменение связано в первую очередь с появлением общественного субъекта и с формированием коллективных усилий, направленных на решение проблем в образовании. Речь идет о необходимости создания общественной организации или сети организаций, представляющих интересы родителей на уровне страны. Мы полагаем, что для такого рода организации самыми важными должны стать две задачи. Первая задача — создание для родителей новой повестки дня, которая позволила бы начать осмыслять и обсуждать ситуацию в образовании на уровне проблем страны и долговременных перспектив, а не на уровне локальных трудностей изучения какого-либо школьного предмета или хозяйственной деятельности школы. Вторая задача – это поиск эффективных форм взаимодействия с государственными структурами, в том числе — диалог с ними. Любые инициативы родителей, которые не пройдут стадию обсуждений с представителями государства и не получат поддержки, рискуют не достичь результата»."

Важный материал и не менее важный комментарий Kateryna Yasko: "Уровень развития страны в странах ЕС можно соотнести со степенью вовлеченности родителей в образовательную политику как заказчиков образования своих детей. Потому что вовлеченность в образование = вовлеченность в проектирование будущего. Качественная вовлеченность родителей в образование детей — это самая экологичная и эффективная форма выражения патриотизма и гражданской ответственности (особенно для женщин). .... Очень важный, на мой взгляд, раздел — про проблемы участия родителей в политике образования. Сделала выводы для себя, в частности, как важно, чтобы пальма первенства в образовании все-таки оставалась за профессионалами-исполнителям, а родители были сознательными и ответственными заказчиками образования. ... Несколько интересных выжимок из документа, полный текст прикреплен внизу. «Образование нуждается в реформировании. Анализ любого из аспектов ситуации в образовании приводит к такому выводу. Идет ли речь об уровне подготовки учащихся, о новых подходах к обучению, об усилении внимания к гуманитарным или к инженерным дисциплинам, о качестве профессиональных кадров, о целях образования, о языке обучения о философии человека или о специализации страны и организации ее хозяйства – необходимость реформ очевидна. Проблемы сферы образования обсуждаются на разных уровнях — философами, социологами, педагогами, психологами, юристами, политиками, публицистами. Выводы, к которым приводят эти исследования и обсуждения, позволяют нам выдвинуть как значимые следующие проблемы. 1. Система образования воспроизводит ценности, заложенные предыдущей эпохой, и они уже не отвечают современным требованиям к современному человеку. К традиционно воспроизводимым системой образования ценностям относятся: тотальный характер научного типа мышления; унификация — обучение всех всему (доктрина Яна Коменского); отсутствие индивидуального подхода, что способствует формированию социальных иждивенцев; дисциплинирование — формирование одинаковых, законопослушных и лояльных граждан с предсказуемыми социальными реакциями. 2. Образование выполняет скорее социальные (досуг, общение, формирование социальной среды), чем образовательные функции. 3. Образование уже не служит социальным лифтом, диплом не гарантирует высокооплачиваемую работу. 4. В системе образования распространена социальная договоренность учащихся и преподавателей, препятствующая непредвзятому и формальному отношению неподвластного человеку объективного знания и ученика. Существует также социальная договоренность между школой и школьными управами или министерством образования и науки, что мешает профессионально оценивать нововведения и строить непредвзятую картину положения дел в школе. 5. Школа и вуз не обеспечивают должный уровень подготовки, стимулируя возникновение параллельного образовательного процесса. Широко распространены краткосрочные курсы, репетиторство, тренинги, мастер-классы. Таким образом, люди вынуждены несколько раз платить за свое образование. 6. Образование не формирует у учащихся идентичность на уровне страны. 7. Развитие мышления у учащихся ограничивается только одной формой мышления – рассуждением, когда мышление движется по заданной логике – научной. Такие формы, как полагание рамок, схем, идей, онтологий; трансцендирование — выход за положенные рамки, смена пространств рассуждений;самоопределение – соотнесение себя с внешним контекстом, полагание границ будущего мышления или деятельности — оказываются недоступными и для преподавателя и для его учеников. 8. Освоение разных способов мышления подменяется освоением продуктов мышления – знаний, что не позволяет выпускникам работать в инновационных областях. В свою очередь, освоение знаний подменяется передачей и запоминанием сведений или информации, в то время как из учебного процесса удаляется логическое, логико-методологическое и философское представление о том или ином знании. 9. Реформаторы образования рассматривают школы как пассивный объект, которым государство руководит и с которым оно может делать все, что посчитает нужным. При этом не принимается во внимание то, что такие объекты как школа могут выступать субъектами – они активны, обладают своей историей, своими идеями, своими целями и способами их достижения. Детальная проработка этих проблем требует специальной работы, в том числе углубленного анализа существующей ситуации. При этом очевидно, что системе образования необходимы изменения. Проблемным остается вопрос: кто будет инициатором и заказчиком этих изменений? Особенность ситуации в Латвии заключается в том, что проблема образования не обсуждается — ни школами, ни родителями, ни политическими партиями, ни государственными институтами — как вопрос о будущем страны и как вопрос об образе человека (поколения), соответствующего этому будущему. Такое положение дел не соответствует самому предназначению образования, которое задумано как институт реализации базовых концепций, идей, принципов, которые должны приводить к созданию нового мироустройства. Другая особенность ситуации в Латвии в том, что проблема образования не осознается как общественная проблема, общая для всех, кто озабочен будущим своих детей. Родители склонны воспринимать только частные случаи: мой ребенок недостаточно усерден (талантлив), педагог плохо подготовлен и неопытен, школа слабо финансируется. Или проблема сводится только к вопросам языка преподавания. Соответственно, преобладают индивидуальные и локальные способы реагирования на неблагополучную ситуацию: родители собирают деньги на ремонт класса, нанимают репетиторов для подтягивания по предметам и подготовки к экзаменам, записывают детей на многочисленные курсы (иностранных языков, компьютерного программирования, развития памяти, в спортивные секции). Проблемная ситуация в сфере образования – это прежде всего общественная ситуация, и это значит, что ее изменение связано в первую очередь с появлением общественного субъекта и с формированием коллективных усилий, направленных на решение проблем в образовании. Речь идет о необходимости создания общественной организации или сети организаций, представляющих интересы родителей на уровне страны. Мы полагаем, что для такого рода организации самыми важными должны стать две задачи. Первая задача — создание для родителей новой повестки дня, которая позволила бы начать осмыслять и обсуждать ситуацию в образовании на уровне проблем страны и долговременных перспектив, а не на уровне локальных трудностей изучения какого-либо школьного предмета или хозяйственной деятельности школы. Вторая задача – это поиск эффективных форм взаимодействия с государственными структурами, в том числе — диалог с ними. Любые инициативы родителей, которые не пройдут стадию обсуждений с представителями государства и не получат поддержки, рискуют не достичь результата»."
by Анатолий Шперх

October 08, 2015 at 06:50PM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT