Очень интересно бывает посмотреть на исторические исследования через призму сегодняшнего дня. Мысленно заменяем реалии 19 века современными и приходим к очень любопытным ассоциациям. "Грамотность не оказывала серьёзного воздействия .. ввиду того, что она была элементарной, поверхностной, не функциональной. Старшее поколение, понимая опасность, которую систематическое образование представляло для традиционной ... культуры, намеренно не допускало к глубокому образованию детей и молодежь. Поэтому если дети и учились, то ... лишь умению читать, а не умению учиться у книг, осмысливать прочитанное" Умри, Денис, лучше не скажешь. "Не менее актуально исследование влияния грамотности на личность, ее внутренний мир, самосознание. В общем виде психологи и социологи установили, что в современных условиях с ростом образования повышается кругозор, общий уровень сознания, интеллектуальных способностей и профессиональной подготовки, человек успешнее справляется с жизненными проблемами и т.д.) Однако неясно: образование какого уровня (среднее, высшее или начальное) и какого содержания изменяет личность, её способности, поведение; влияет ли сколько-нибудь существенно собственно грамотность на человека или она является только средством приобретения знаний из книги; как и при каких условиях грамотность становится функциональной; каким образом умение читать превращается в способность учиться посредством чтения; чем отличается поведение грамотного человека от поведения неграмотного и образованного человека; есть ли связь между культурой общества и грамотностью (в частности между европеизацией, модернизацией и грамотностью). На эти вопросы в состоянии ответить именно историк, так как их решение возможно только в том случае, если они рассматриваются в широкой исторической перспективе и в сравнительно-историческом плане. Попытку ответить на некоторые из этих вопросов на русском материале последней трети XIX — начала XX в. предприняли Б. Эклоф и Д. Брукс. Но они пришли на первый взгляд к разным выводам. Согласно Б. Эклофу, который изучал только русское крестьянство, грамотность не оказывала серьёзного воздействия на деревню ввиду того, что она была элементарной, поверхностной, не функциональной. Старшее поколение крестьян, понимая опасность, которую систематическое образование представляло для традиционной народной культуры, намеренно не допускало к глубокому образованию детей и молодежь. Поэтому если дети и учились, то недолго, около двух лет, и лишь умению читать, а не умению учиться у книг, осмысливать прочитанное. Этого было недостаточно, чтобы вызвать социальные изменения в деревне)."

Очень интересно бывает посмотреть на исторические исследования через призму сегодняшнего дня. Мысленно заменяем реалии 19 века современными и приходим к очень любопытным ассоциациям. "Грамотность не оказывала серьёзного воздействия .. ввиду того, что она была элементарной, поверхностной, не функциональной. Старшее поколение, понимая опасность, которую систематическое образование представляло для традиционной ... культуры, намеренно не допускало к глубокому образованию детей и молодежь. Поэтому если дети и учились, то ... лишь умению читать, а не умению учиться у книг, осмысливать прочитанное" Умри, Денис, лучше не скажешь. "Не менее актуально исследование влияния грамотности на личность, ее внутренний мир, самосознание. В общем виде психологи и социологи установили, что в современных условиях с ростом образования повышается кругозор, общий уровень сознания, интеллектуальных способностей и профессиональной подготовки, человек успешнее справляется с жизненными проблемами и т.д.) Однако неясно: образование какого уровня (среднее, высшее или начальное) и какого содержания изменяет личность, её способности, поведение; влияет ли сколько-нибудь существенно собственно грамотность на человека или она является только средством приобретения знаний из книги; как и при каких условиях грамотность становится функциональной; каким образом умение читать превращается в способность учиться посредством чтения; чем отличается поведение грамотного человека от поведения неграмотного и образованного человека; есть ли связь между культурой общества и грамотностью (в частности между европеизацией, модернизацией и грамотностью). На эти вопросы в состоянии ответить именно историк, так как их решение возможно только в том случае, если они рассматриваются в широкой исторической перспективе и в сравнительно-историческом плане. Попытку ответить на некоторые из этих вопросов на русском материале последней трети XIX — начала XX в. предприняли Б. Эклоф и Д. Брукс. Но они пришли на первый взгляд к разным выводам. Согласно Б. Эклофу, который изучал только русское крестьянство, грамотность не оказывала серьёзного воздействия на деревню ввиду того, что она была элементарной, поверхностной, не функциональной. Старшее поколение крестьян, понимая опасность, которую систематическое образование представляло для традиционной народной культуры, намеренно не допускало к глубокому образованию детей и молодежь. Поэтому если дети и учились, то недолго, около двух лет, и лишь умению читать, а не умению учиться у книг, осмысливать прочитанное. Этого было недостаточно, чтобы вызвать социальные изменения в деревне)."
by Анатолий Шперх

June 16, 2017 at 12:38PM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT