Визит Молотова в Берлин 12-14 ноября 1940 года — Живая история

Случайно узнал сегодня, что СССР в 1940 году всерьез претендовал на Константинополь. Болгарию вообще считал уже практически своей частью. Ввод советских войск в нее - дело времени Очень интересно перечитать вот такие документы. Вроде бы все, как знаешь - я неплохо (как мне кажется :) ) учил историю - но читаешь записку Молотова и все переворачивается. вернее, история расцветает множеством красок, которых нет ни в "школьном" учебнике, ни в обзорных материалах. Например, я привык считать Турцию "естественным" союзником Германии (ну, видимо под влиянием Первой войны). и вдруг узнаешь (да простят меня профессионалы - я никогда не интересовался Турцией), что в 1939-40 гг она была скорее на стороне англо-французов и Германия всячески подталкивала СССР к конфликту с ней, тем более, что вопрос Проливов был для СССР ключевым. Из записки видно, какую сложную роль сыграла Финляндия, которую, как и Болгарию, Сталин считал своей вотчиной. Но это, все в общем, известные факты. Менее известно, что в 1940 году СССР всерьез рассматривался как четвертый полноценный участник "Оси". По крайней мере Сталин мечтал именно об этом. И Гитлер "заметно оживлялся" именно при такой постановке вопроса. Хотя, конечно, противоречия видны невооруженным глазом: Финляндия, Румыния, по которым полное непонимание. Болгария. Турция. Слишком много сложностей. Какой уж тут союз? А вот что меня удивило сверх меры - это пункт о компенсации собственности "в Прибалтах". Интересно, кому и что компенсировали после аннексии этих стран? Немцам - их собственность? Валерий Столов?
from Facebook http://ift.tt/2vWLWjC
via IFTTT