В ответе ли мы за тех, кого научили? Есть в профессии учителя что-то мистическое. Еще бы – первого сентября приходят к тебе в первый класс большеротые птенцы с испуганными глазами, а через одиннадцать лет из твоих рук выходят сформировавшиеся личности, у которых есть свое мнение, свой взгляд на мир. И как хочется, как той лягушке-путешественнице закричать: «Это я, я сделал!» Но ты ли? Кажется, Гиппократ говорил: «Нас трое – ты, я и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нас будет больше, и мы её сможем победить». В ситуации учителя и ученика «нас» - не трое. Учитель может быть великим и прекрасным, но он - лишь один из. Из большого списка людей, оказывающих влияние на личность ребенка. И приходит он далеко не первым. И все же, в отличие от большинства других участников этого процесса, он – профессионал. Он пришел целенаправленно и ответственно – научить, воспитать. Да, ему досталась не «табула раса», но тем интереснее задача, потому что обучение и воспитание – не наполнение пустого сосуда, а тонкая работа скульптора. «Я просто отсек все лишнее». Из любого ли камня можно высечь античную статую? Вопрос риторический. Но и не дело учителя штамповать античные статуи. Его дело, как и дело скульптора – почувствовать материал и проявить его лучшие свойства. Увидев сучок, превратить его в «изюминку» скульптуры, а не забраковать по этой причине весь блок. Но в этой мастерской учитель работает не один. Представьте себе, что каждый удар молотка по резцу Фидия подправлялся и направлялся толпой. «Мне кажется, лицо немного криво… А эта грудь не слишком ли нага?» Учитель ведь работает именно так. Особенно в современном мире, где нет абсолютных авторитетов, и учитель – лишь один из. И все же он – профессионал. Профессионал делает дело даже тогда, когда ему мешают. Не взирая на идиотические инструкции руководства. Несмотря на скепсис или равнодушие родителей. «Нас трое – ты, я и болезнь. И, если я остаюсь в меньшинстве, я просто обязан быть сильнее, потому что я – профессионал». Любой учитель знает – настрой родителей – это половина успеха. И, если на родительском собрании тебя встречают стеклянные равнодушные глаза – работа будет сложной. Потому что ученики – всегда дети своих родителей. «Нас трое» - это прежде всего про них. И их влияние на ребенка намного сильнее. С тобой ли родители? Настоящий профессионал начинает именно с родителей. Но дорога эта трудна. Как и вообще все дороги в учении. «В геометрию нет царского пути». А это значит, что по этой дороге можно запнуться, заблудиться, уклониться в сторону. И не всякое уклонение неправильное. «Учи сына согласно пути его», - писал еще царь Соломон. И, как знать, возможно, путь этот будет совсем не похож на тот, что видит для него учитель. Но дело учителя – показать ему тот путь, на котором он останется человеком. Пройдет ли ученик этот путь до конца? «Делай, что должно, и будь что будет». Значит ли это, что учитель может умыть руки, видя, что ученик оказался недостоин? Нет, нет, и еще раз нет. Да, мы не всесильны. Да, мы работаем в пространстве, в котором, кроме нас, есть еще множество сил, и не всегда наше влияние – самое мощное. Но если вдруг возникает ощущение «неудачи» - это повод задуматься: «А все ли я сделал? Правильно ли оценил силы? Достаточно ли вложил своей души?» Никто не вправе осудить учителя за подобные «неудачи». Кроме него самого. Ибо именно из осознания причин своих поражений вырастают силы для будущих побед.

В ответе ли мы за тех, кого научили? Есть в профессии учителя что-то мистическое. Еще бы – первого сентября приходят к тебе в первый класс большеротые птенцы с испуганными глазами, а через одиннадцать лет из твоих рук выходят сформировавшиеся личности, у которых есть свое мнение, свой взгляд на мир. И как хочется, как той лягушке-путешественнице закричать: «Это я, я сделал!» Но ты ли? Кажется, Гиппократ говорил: «Нас трое – ты, я и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нас будет больше, и мы её сможем победить». В ситуации учителя и ученика «нас» - не трое. Учитель может быть великим и прекрасным, но он - лишь один из. Из большого списка людей, оказывающих влияние на личность ребенка. И приходит он далеко не первым. И все же, в отличие от большинства других участников этого процесса, он – профессионал. Он пришел целенаправленно и ответственно – научить, воспитать. Да, ему досталась не «табула раса», но тем интереснее задача, потому что обучение и воспитание – не наполнение пустого сосуда, а тонкая работа скульптора. «Я просто отсек все лишнее». Из любого ли камня можно высечь античную статую? Вопрос риторический. Но и не дело учителя штамповать античные статуи. Его дело, как и дело скульптора – почувствовать материал и проявить его лучшие свойства. Увидев сучок, превратить его в «изюминку» скульптуры, а не забраковать по этой причине весь блок. Но в этой мастерской учитель работает не один. Представьте себе, что каждый удар молотка по резцу Фидия подправлялся и направлялся толпой. «Мне кажется, лицо немного криво… А эта грудь не слишком ли нага?» Учитель ведь работает именно так. Особенно в современном мире, где нет абсолютных авторитетов, и учитель – лишь один из. И все же он – профессионал. Профессионал делает дело даже тогда, когда ему мешают. Не взирая на идиотические инструкции руководства. Несмотря на скепсис или равнодушие родителей. «Нас трое – ты, я и болезнь. И, если я остаюсь в меньшинстве, я просто обязан быть сильнее, потому что я – профессионал». Любой учитель знает – настрой родителей – это половина успеха. И, если на родительском собрании тебя встречают стеклянные равнодушные глаза – работа будет сложной. Потому что ученики – всегда дети своих родителей. «Нас трое» - это прежде всего про них. И их влияние на ребенка намного сильнее. С тобой ли родители? Настоящий профессионал начинает именно с родителей. Но дорога эта трудна. Как и вообще все дороги в учении. «В геометрию нет царского пути». А это значит, что по этой дороге можно запнуться, заблудиться, уклониться в сторону. И не всякое уклонение неправильное. «Учи сына согласно пути его», - писал еще царь Соломон. И, как знать, возможно, путь этот будет совсем не похож на тот, что видит для него учитель. Но дело учителя – показать ему тот путь, на котором он останется человеком. Пройдет ли ученик этот путь до конца? «Делай, что должно, и будь что будет». Значит ли это, что учитель может умыть руки, видя, что ученик оказался недостоин? Нет, нет, и еще раз нет. Да, мы не всесильны. Да, мы работаем в пространстве, в котором, кроме нас, есть еще множество сил, и не всегда наше влияние – самое мощное. Но если вдруг возникает ощущение «неудачи» - это повод задуматься: «А все ли я сделал? Правильно ли оценил силы? Достаточно ли вложил своей души?» Никто не вправе осудить учителя за подобные «неудачи». Кроме него самого. Ибо именно из осознания причин своих поражений вырастают силы для будущих побед.
by Анатолий Шперх

June 10, 2015 at 09:54AM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT