Важное замечание по поводу инженерного творчества и истории о двух мальчиках, рассказанной мною накануне. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы текст был воспринят как восхваление первого и хуление второго мальчика. Мне кажется, Женя Кабаков очень верно заметил это. Оба мальчика равно интересны мне и привлекают меня. Просто я вижу, что у каждого из них - свой путь. И эти пути - очень разные. Очень "не-школьные" (если воспринимать школу как набор стандартных задачек и ответов на них). Но меня их судьба именно с точки зрения инженерного ТВОРЧЕСТВА. Потому что, как верно заметила Оксана Петрова, сначала надо договориться, кто такой инженер - только лишь творец? Или только "механик"? И тут сразу отсыл к знаменитому тексту Фейнмана о том, как легко быть инженером - выбирай шестеренки из каталога - и готово. Ирония Фейнмана понятна. Человек, механически выбирающий из "бостонского каталога шестеренок" нужные колеса - никакой не инженер. "Ты смотришь в "бостонский каталог шестеренок" и выбираешь те шестеренки, которые находятся в середине перечня. У тех, которые в верху перечня, так много зубьев, что их трудно сделать. Если бы удавалось делать шестеренки с более тонкими зубьями, перечень продолжали бы еще дальше вверх. Шестеренки в нижней части перечня имеют так мало зубьев, что легко ломаются. Поэтому в лучших конструкциях используются шестеренки из середины списка. Я испытал большое удовольствие, конструируя эту машину. Путем простого выбора шестеренок из середины списка и складывания моментов вращения с двумя числами, которые парень мне дал, я смог быть инженером-механиком! " С одной стороны - да, все верно. Инженер - это прежде всего творец. И обучение инженерному делу - это всегда обучение созиданию нового. Но. Инженер - это не художник ("я так вижу"). Инженерное творчество - это искусство возможного здесь и сейчас. Из тех материалов и комплектующих, которые есть, за те деньги, которые есть. И, самое главное - это не единоличный акт, а коллективный. а, значит - документация, планы и чертежи. А, значит, расчеты и подсчеты. И в этом ключе физика с математикой, умение оформлять документацию и стандартные приемы (алгоритмы проектирования, умение использовать готовые блоки, умение делегировать другим членам команды части работы) становятся вовсе не "полезными навыками", а частью системы. И - едва ли не более важной, чем собственно творчество. Важно только, чтобы всем перечисленным не завалили то главное, что лежит в основе инженерного творчества.

Важное замечание по поводу инженерного творчества и истории о двух мальчиках, рассказанной мною накануне. Меньше всего мне хотелось бы, чтобы текст был воспринят как восхваление первого и хуление второго мальчика. Мне кажется, Женя Кабаков очень верно заметил это. Оба мальчика равно интересны мне и привлекают меня. Просто я вижу, что у каждого из них - свой путь. И эти пути - очень разные. Очень "не-школьные" (если воспринимать школу как набор стандартных задачек и ответов на них). Но меня их судьба именно с точки зрения инженерного ТВОРЧЕСТВА. Потому что, как верно заметила Оксана Петрова, сначала надо договориться, кто такой инженер - только лишь творец? Или только "механик"? И тут сразу отсыл к знаменитому тексту Фейнмана о том, как легко быть инженером - выбирай шестеренки из каталога - и готово. Ирония Фейнмана понятна. Человек, механически выбирающий из "бостонского каталога шестеренок" нужные колеса - никакой не инженер. "Ты смотришь в "бостонский каталог шестеренок" и выбираешь те шестеренки, которые находятся в середине перечня. У тех, которые в верху перечня, так много зубьев, что их трудно сделать. Если бы удавалось делать шестеренки с более тонкими зубьями, перечень продолжали бы еще дальше вверх. Шестеренки в нижней части перечня имеют так мало зубьев, что легко ломаются. Поэтому в лучших конструкциях используются шестеренки из середины списка. Я испытал большое удовольствие, конструируя эту машину. Путем простого выбора шестеренок из середины списка и складывания моментов вращения с двумя числами, которые парень мне дал, я смог быть инженером-механиком! " С одной стороны - да, все верно. Инженер - это прежде всего творец. И обучение инженерному делу - это всегда обучение созиданию нового. Но. Инженер - это не художник ("я так вижу"). Инженерное творчество - это искусство возможного здесь и сейчас. Из тех материалов и комплектующих, которые есть, за те деньги, которые есть. И, самое главное - это не единоличный акт, а коллективный. а, значит - документация, планы и чертежи. А, значит, расчеты и подсчеты. И в этом ключе физика с математикой, умение оформлять документацию и стандартные приемы (алгоритмы проектирования, умение использовать готовые блоки, умение делегировать другим членам команды части работы) становятся вовсе не "полезными навыками", а частью системы. И - едва ли не более важной, чем собственно творчество. Важно только, чтобы всем перечисленным не завалили то главное, что лежит в основе инженерного творчества.
by Анатолий Шперх

February 25, 2017 at 03:48PM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT