На днях в Челябинске на круглом столе про "физиков и лириков", где я пытался говорить про инженерное мышление, которое "в порядок мозг приводит", одна милая девушка задала вопрос, который постоянно возникает у детей в школе: "Вот, скажите мне пожалуйста, я - гуманитарий. Я точно знаю, что я буду журналистом и я УЖЕ занимаюсь журналистикой. Но меня в 11 классе заставляют тратить уйму времени на изучение математики. Мне в самом деле жалко времени, которое я могу потратить на обучение тому, что мне действительно нужно. Зачем мне эти тангенсы и котангенсы, если я гуманитарий? Где и когда они пригодятся? Успокойте меня, скажите, что я не зря трачу время. Зачем мне эти формулы?" Мой ответ - "низачем". Не пригодятся. А, если и понадобятся, то всегда можно подсмотреть в справочнике. Если речь идет о формулах, и они не нужны прямо здесь и сейчас - то все это "низачем". Когда надо узнать формулу, вы ее найдете. В крайнем случае выведете. за всю своою жизнь я не вспомню ни одного случая, когда мне пригодились, к примеру, формулы кубов тригонометрических функций. Но, если потребуется, я знаю, где ее найти. Но это была лишь часть ответа. Потому что математика все же нужна. И нужна - очень, очень и очень. Потому что математика - это не про формулы. Это - про формализацию и выявление сути. Про умение абстрагироваться от ненужного и выстраивать алгоритмы решения. Про строгие доказательства, где "необходимо и достаточно" и о том, что многое в этой жизни можно свести до цифровой модели, которую можно посчитать. да, не все и не вся. Просто математика - про способ мышления. Инженерное творчество, которым занимаюся я - из той же плеяды. Не важно, научишься ты делать что-то руками или не очень, неважно, будешь ты делать чертежи карандашом на бумаге или в 3D редакторе на компьютере. Инженерное творчество учит более серьезным вещам - оно учит изменять мир, подбирая для этого правильную технологию. Оно учит планировать эту свою деятельность и рассчитывать ресурсы. Оно учит сотрудничать с коллегами и рассказывать о своих проектах другим. Впрочем, так ведь можно сказать о любом школьном предмете. Хоть о биологии, хоть об истории. Как только мы спускаемся до конкретики изучаемого на уроке, будь то строение кишечно-полостных животных (привет, Борис Старцев, точно по вчерашнему обсуждению) или даты войны Алой и Белой Роз, мы встаем в заведомо проигрышную позицию. "Зачем мне эти даты?" Низачем. Хорошо помнить дату Ледового побоища. Неплохо знать, что ланцетник и ланцет - это разные вещи. Но, вообще говоря, не это главное. Недавно Алексей Щинников написал пост про ТРИЗ. И написал очень точно про математику: "К примеру, почему науку математику бывает трудно применять человеку-математику в жизни? Потому что он не понимает, как интегралы помогут ему наладить личную жизнь. Но если он применит не конкретно эту математику, а математическое мышление вообще, то вдруг он обнаружит, что его жизненные задачи решаются, даже с помощью "математики". Вы заметили, что он написал слово "математика" в кавычках? Это важно. Потому что все, что мы изучаем в школе, это именно "в кавычках" На самом деле мы учим не формулы по математике и не даты сражений. И то и другое - лишь повод выстроить мышление, привести мозг в систему. Увы, для этого нужно загрузить голову некоторым количеством информации. Иногда - абсолютно ненужной. ненужной? Но ведь это ужасно! "Зачем мне тратить столько времени на тангенсы и котангенсы, которые никогда потом не пригодятся?" Мы вернулись к началу. В самом деле - зачем. "В жизни пригодится"? А, если не пригодится? Ведь это ужасно, что нам нужно учить кучу всего, абсолютно бессмысленного. магические заклинания. бессмысленные и беспощадные. У меня есть ответ. Чтобы тангенсы и котангенсы не казались такими ненужными, они должны быть востребованы прямо сейчас. И инженерное творчество - лучший способ востребовать эти знания. Вот поэтому мы и делаем чертежи, пишем проекты и обязательно производим расчеты. на пальцах или с применением математического аппарата - неважно. Важно, что знания пригождаются прямо сейчас. Хотя, да, это ведь не главное. главное, что учеба "мозг в порядок приводит".

На днях в Челябинске на круглом столе про "физиков и лириков", где я пытался говорить про инженерное мышление, которое "в порядок мозг приводит", одна милая девушка задала вопрос, который постоянно возникает у детей в школе: "Вот, скажите мне пожалуйста, я - гуманитарий. Я точно знаю, что я буду журналистом и я УЖЕ занимаюсь журналистикой. Но меня в 11 классе заставляют тратить уйму времени на изучение математики. Мне в самом деле жалко времени, которое я могу потратить на обучение тому, что мне действительно нужно. Зачем мне эти тангенсы и котангенсы, если я гуманитарий? Где и когда они пригодятся? Успокойте меня, скажите, что я не зря трачу время. Зачем мне эти формулы?" Мой ответ - "низачем". Не пригодятся. А, если и понадобятся, то всегда можно подсмотреть в справочнике. Если речь идет о формулах, и они не нужны прямо здесь и сейчас - то все это "низачем". Когда надо узнать формулу, вы ее найдете. В крайнем случае выведете. за всю своою жизнь я не вспомню ни одного случая, когда мне пригодились, к примеру, формулы кубов тригонометрических функций. Но, если потребуется, я знаю, где ее найти. Но это была лишь часть ответа. Потому что математика все же нужна. И нужна - очень, очень и очень. Потому что математика - это не про формулы. Это - про формализацию и выявление сути. Про умение абстрагироваться от ненужного и выстраивать алгоритмы решения. Про строгие доказательства, где "необходимо и достаточно" и о том, что многое в этой жизни можно свести до цифровой модели, которую можно посчитать. да, не все и не вся. Просто математика - про способ мышления. Инженерное творчество, которым занимаюся я - из той же плеяды. Не важно, научишься ты делать что-то руками или не очень, неважно, будешь ты делать чертежи карандашом на бумаге или в 3D редакторе на компьютере. Инженерное творчество учит более серьезным вещам - оно учит изменять мир, подбирая для этого правильную технологию. Оно учит планировать эту свою деятельность и рассчитывать ресурсы. Оно учит сотрудничать с коллегами и рассказывать о своих проектах другим. Впрочем, так ведь можно сказать о любом школьном предмете. Хоть о биологии, хоть об истории. Как только мы спускаемся до конкретики изучаемого на уроке, будь то строение кишечно-полостных животных (привет, Борис Старцев, точно по вчерашнему обсуждению) или даты войны Алой и Белой Роз, мы встаем в заведомо проигрышную позицию. "Зачем мне эти даты?" Низачем. Хорошо помнить дату Ледового побоища. Неплохо знать, что ланцетник и ланцет - это разные вещи. Но, вообще говоря, не это главное. Недавно Алексей Щинников написал пост про ТРИЗ. И написал очень точно про математику: "К примеру, почему науку математику бывает трудно применять человеку-математику в жизни? Потому что он не понимает, как интегралы помогут ему наладить личную жизнь. Но если он применит не конкретно эту математику, а математическое мышление вообще, то вдруг он обнаружит, что его жизненные задачи решаются, даже с помощью "математики". Вы заметили, что он написал слово "математика" в кавычках? Это важно. Потому что все, что мы изучаем в школе, это именно "в кавычках" На самом деле мы учим не формулы по математике и не даты сражений. И то и другое - лишь повод выстроить мышление, привести мозг в систему. Увы, для этого нужно загрузить голову некоторым количеством информации. Иногда - абсолютно ненужной. ненужной? Но ведь это ужасно! "Зачем мне тратить столько времени на тангенсы и котангенсы, которые никогда потом не пригодятся?" Мы вернулись к началу. В самом деле - зачем. "В жизни пригодится"? А, если не пригодится? Ведь это ужасно, что нам нужно учить кучу всего, абсолютно бессмысленного. магические заклинания. бессмысленные и беспощадные. У меня есть ответ. Чтобы тангенсы и котангенсы не казались такими ненужными, они должны быть востребованы прямо сейчас. И инженерное творчество - лучший способ востребовать эти знания. Вот поэтому мы и делаем чертежи, пишем проекты и обязательно производим расчеты. на пальцах или с применением математического аппарата - неважно. Важно, что знания пригождаются прямо сейчас. Хотя, да, это ведь не главное. главное, что учеба "мозг в порядок приводит".
by Анатолий Шперх

April 24, 2017 at 08:56AM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT