Немножечко о боли. Недавно проводил занятия с детьми в детском саду. Во время мастерилки нужно было поработать с отрезком стальной проволоки. прекрасная мягкая отожженная оцинкованная проволока. Но, понятно, что для детей она представляет определенную опасность - например, если они ей в лицо начнут тыкать. Поэтому начинаю занятие с техники безопасности, с всяческих экивоков - что можно, а что нельзя. И, чтобы мои слова не показались пустым звуком, предлагаю детям потрогать пальчиком конец проволоки. Колется? Чувствуете, что это в самом деле опасно? Я, конечно, рассчитывал на дружное понимание детей, на кивающие головы, дружно подтверждающие: "Да, действительно, ощутимо, и, действительно, если в глаз попадет, будет больно." Реакция, которую я получил, меня, признаться, озадачила. Я проделал это в пяти группах. Возраста от четырех до семи лет. И в каждой группе два-три человека, "уколовшись" (мама моя дорогая, как можно уколоться тупой проволокой?), начинали дуть на пальцы, трясти ими и жаловаться, что "очень, очень больно". Некоторые едва сдерживали слезы и только мои энергичные действия по отвлечению внимания не позволили разразиться жалобному вою. Это поразительно. Ведь, если коснуться пальцем обрезанной бокорезами проволоки (даже не иголки-булавки, а тупой проволоки), невозможно причинить себе сколько-нибудь значительную боль. если, конечно, не вдавить ее силой в палец. Но дети же не мазохисты? Ведь должна же быть естественная реакция на боль, ограничивающая силу нажатия? Или они, как те ежики "кололись, но ели кактус"? Я не знаю, что это было и в чем причина. Может быть, в самом деле у детей с моторикой все не очень в порядке и они не могут отрегулировать силу нажатия (впрочем, если так, то мне очень тревожно за этих детей - что они будут делать, если столкнутся с реальными острыми предметами?). Но, мне кажется, дело в другом. У детей наших совсем нет культуры восприятия боли. Мы настолько заботимся об их безопасности, ограничивая контакт с опасными предметами, что любая боль (являющаяся, по сути, природным ограничителем деятельности) вызывает у них паническую реакцию. Не понимание, что нужно отдернуть руку и больше никогда-никогда не совать ее в опасное место, а панику и желание бежать к тому, кто защитит и спасет. Желание понятное и естественное вслучае реальной опасности. но меня поразило, что это желание возникает при малейших проявлениях дискомфорта. Ведь, давайте начистоту, не было там никакой боли. Было неприятное ощущение. да, колется. Да, опасно. Что нужно делать в такой ситуации? Бежать в панике к маме? Искать защиты у взрослого? Слушайте, а мы вообще их учим справляться с подобными проблемами? #педагогическое_папаша_шперх

Немножечко о боли. Недавно проводил занятия с детьми в детском саду. Во время мастерилки нужно было поработать с отрезком стальной проволоки. прекрасная мягкая отожженная оцинкованная проволока. Но, понятно, что для детей она представляет определенную опасность - например, если они ей в лицо начнут тыкать. Поэтому начинаю занятие с техники безопасности, с всяческих экивоков - что можно, а что нельзя. И, чтобы мои слова не показались пустым звуком, предлагаю детям потрогать пальчиком конец проволоки. Колется? Чувствуете, что это в самом деле опасно? Я, конечно, рассчитывал на дружное понимание детей, на кивающие головы, дружно подтверждающие: "Да, действительно, ощутимо, и, действительно, если в глаз попадет, будет больно." Реакция, которую я получил, меня, признаться, озадачила. Я проделал это в пяти группах. Возраста от четырех до семи лет. И в каждой группе два-три человека, "уколовшись" (мама моя дорогая, как можно уколоться тупой проволокой?), начинали дуть на пальцы, трясти ими и жаловаться, что "очень, очень больно". Некоторые едва сдерживали слезы и только мои энергичные действия по отвлечению внимания не позволили разразиться жалобному вою. Это поразительно. Ведь, если коснуться пальцем обрезанной бокорезами проволоки (даже не иголки-булавки, а тупой проволоки), невозможно причинить себе сколько-нибудь значительную боль. если, конечно, не вдавить ее силой в палец. Но дети же не мазохисты? Ведь должна же быть естественная реакция на боль, ограничивающая силу нажатия? Или они, как те ежики "кололись, но ели кактус"? Я не знаю, что это было и в чем причина. Может быть, в самом деле у детей с моторикой все не очень в порядке и они не могут отрегулировать силу нажатия (впрочем, если так, то мне очень тревожно за этих детей - что они будут делать, если столкнутся с реальными острыми предметами?). Но, мне кажется, дело в другом. У детей наших совсем нет культуры восприятия боли. Мы настолько заботимся об их безопасности, ограничивая контакт с опасными предметами, что любая боль (являющаяся, по сути, природным ограничителем деятельности) вызывает у них паническую реакцию. Не понимание, что нужно отдернуть руку и больше никогда-никогда не совать ее в опасное место, а панику и желание бежать к тому, кто защитит и спасет. Желание понятное и естественное вслучае реальной опасности. но меня поразило, что это желание возникает при малейших проявлениях дискомфорта. Ведь, давайте начистоту, не было там никакой боли. Было неприятное ощущение. да, колется. Да, опасно. Что нужно делать в такой ситуации? Бежать в панике к маме? Искать защиты у взрослого? Слушайте, а мы вообще их учим справляться с подобными проблемами? #педагогическое_папаша_шперх
by Анатолий Шперх

May 07, 2017 at 08:51AM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT