Замечательную историю рассказали в ленте. вот, приходит в школу дедушка-ветеран. Настоящий ветеран, не липовый. " Ему 93 года, я про него уже много писала. И рассказывает он много: и про войну, и про строительство Байконура, в котором принимал участие. Но всегда последние 5-7 минут его выступления - это дань уважения и преклонения Сталину, призывы помнить и чтить и т.д. И вот я не первый год думаю: для детей польза от общения с живым участником войны перекрывает вред от выслушивания од в адрес Сталина или нет?" Для меня очень важна тема работы с источниками. По мне, так даже из визита "липового" ветерана можно извлечь огромную пользу для учеников. Но только если с тем нарративом, который он излагает, поработать. Мне вообще странно, что с ветеранскими историями не принято у нас "работать". Литературные тексты мы разбирать учим. текстовые исторические источники - худо-бедно тоже. а вот с "устной историей", с "воспоминмниями очевидцев" - нет. Поэтому появляется в наших детях эта уверенность, что "все, написанное в интернетах" - правда. Все, о чем говорят очевидцы - правда. И, как следствие, то, что сообщает телевизор... Нужно учить ребят работать с информацией. Что толку пригласить ветерана и дежурно выслушать его бравурный рассказ о войне? "В ней Чапаев сражается заново, краснозвёздные мчатся танки. В ней шагают наши в атаки, а фашисты падают замертво. В ней чужое железо плавится, в ней и смерть отступать должна. Если честно признаться, нравится нам такая война!" Любой документ требует анализа, "умного" прочтения. И воспоминания ветеранов - не исключение. Очень важно понять, что война - это не та песня из стихотворения Р. Рождественского, которого я процитировал. Важно понимать, что война у каждого была своя. И, если мы хотим составить свою картину войны, мы просто обязаны смотреть на нее с разных сторон, и из условного окопа, и из условной Ставки. Но со всем этим нужно работать. Что же до оды Сталину, то ровно эта ода очень важна для восприятия детей. Важно, чтобы они и ее услышали, и поняли. как мне кажется, эта ода едва ли не важнее воспоминаний, о которых они (дети) могут прочитать в книжке. Но только (повторюсь) с этими словами учителю потом надо работать, о них нужно говорить, их нужно обсуждать. Что значили эти слова в устах ветерана? Почему они возникли и почему он решил произнести их именно сейчас? С воспоминаниями ветерана, как и с любыми документами эпохи нужно уметь работать. Бессмысленно давать слово дедушке и ждать, что все пойдет само собой. Когда учитель самоустраняется, ничего хорошего не получается. Почти всегда.

Замечательную историю рассказали в ленте. вот, приходит в школу дедушка-ветеран. Настоящий ветеран, не липовый. " Ему 93 года, я про него уже много писала. И рассказывает он много: и про войну, и про строительство Байконура, в котором принимал участие. Но всегда последние 5-7 минут его выступления - это дань уважения и преклонения Сталину, призывы помнить и чтить и т.д. И вот я не первый год думаю: для детей польза от общения с живым участником войны перекрывает вред от выслушивания од в адрес Сталина или нет?" Для меня очень важна тема работы с источниками. По мне, так даже из визита "липового" ветерана можно извлечь огромную пользу для учеников. Но только если с тем нарративом, который он излагает, поработать. Мне вообще странно, что с ветеранскими историями не принято у нас "работать". Литературные тексты мы разбирать учим. текстовые исторические источники - худо-бедно тоже. а вот с "устной историей", с "воспоминмниями очевидцев" - нет. Поэтому появляется в наших детях эта уверенность, что "все, написанное в интернетах" - правда. Все, о чем говорят очевидцы - правда. И, как следствие, то, что сообщает телевизор... Нужно учить ребят работать с информацией. Что толку пригласить ветерана и дежурно выслушать его бравурный рассказ о войне? "В ней Чапаев сражается заново, краснозвёздные мчатся танки. В ней шагают наши в атаки, а фашисты падают замертво. В ней чужое железо плавится, в ней и смерть отступать должна. Если честно признаться, нравится нам такая война!" Любой документ требует анализа, "умного" прочтения. И воспоминания ветеранов - не исключение. Очень важно понять, что война - это не та песня из стихотворения Р. Рождественского, которого я процитировал. Важно понимать, что война у каждого была своя. И, если мы хотим составить свою картину войны, мы просто обязаны смотреть на нее с разных сторон, и из условного окопа, и из условной Ставки. Но со всем этим нужно работать. Что же до оды Сталину, то ровно эта ода очень важна для восприятия детей. Важно, чтобы они и ее услышали, и поняли. как мне кажется, эта ода едва ли не важнее воспоминаний, о которых они (дети) могут прочитать в книжке. Но только (повторюсь) с этими словами учителю потом надо работать, о них нужно говорить, их нужно обсуждать. Что значили эти слова в устах ветерана? Почему они возникли и почему он решил произнести их именно сейчас? С воспоминаниями ветерана, как и с любыми документами эпохи нужно уметь работать. Бессмысленно давать слово дедушке и ждать, что все пойдет само собой. Когда учитель самоустраняется, ничего хорошего не получается. Почти всегда.
by Анатолий Шперх

March 19, 2016 at 09:10AM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT