…«Он и вы выдаете метод Ильина за открытие», – пишет Инга Хаковна, и естественно было бы ожидать, что следом она хоть коротко разберет метод Ильина и покажет, что ничего нового в его идеях нет. Но учительница допускает ошибку, часто встречающуюся в тетрадях учеников: незаметно для себя она соскакивает с мысли. Заговорив о методе Ильина, она тут же забывает об этом и в следующей фразе пишет: «Но учителей, преподающих литературу, примерно, как Ильин и лучше него, преподающих ее как искусство, было и есть немало. Я училась у такой учительницы, она преподавала со своей точки зрения, отбирала для разговоров наиболее близкие для нас, старшеклассников, и «ходовые» темы, мы много смеялись на ее уроках, мечтали, грустили...». Совершенно верно! Кто возразит? И я учился у такой замечательной учительницы, Елизаветы Алексеевны Редькиной, и я видел учителей, несомненно лучших, нежели Е.Н.Ильин, не в обиду ему будь сказано, и в самом Ленинграде, и чуть ли не в той школе, где Ильин, работают словесники Т.Киркина и Т.Теплиц, уроки которых, по рассказам, фантастически прекрасны. Но ведь вовсе не за то ценят педагога Е.Н.Ильина, что он оригинален, что он личность и хороший учитель. Педагога, о котором можно сказать – «Вот личность!» – встретишь почти в каждой школе. У Ильина же другое – у него есть свой метод, который, судя по письму Инги Хаковны, ей неизвестен. Она спорит не с тем Ильиным, который представляет интерес, а с тем, которого она сама видит, – и выигрывает этот нелепый поединок со слабой тенью противника, победоносно оглядываясь по сторонам… Вот где беда-то! Вот где начинается серьезное! Даже такая опытная учительница не знает и знать не хочет о новом в ее профессиональной сфере. И так бывает часто. Разговариваю с директором московской школы, он выступает в защиту Ильина – но о методе его не слыхал. Разговариваю с крупным педагогическим администратором – и он судит о Шаталове понаслышке, и только от меня впервые узнал имя И.П.Иванова. Спросите организатора внеклассной работы в своей школе – он знает о коммунарском методе воспитания? Изучил его досконально? Изучив – отверг или принял? Или отверг до изучения? Спросите учителя физики – он старался вникнуть в метод Шаталова? Или он отвергает его на том основании, что «выступая в городе Н., Шаталов якобы сказал, будто...» – я часто встречался с категорическими суждениями такого рода. Спросите учителя, от которого зависит музыкальное образование детей, – он знает о методе Дмитрия Ерофеевича Огороднова? Пробовал применять его? Если пробовал, но не получилось – это одно, а если даже и не пытался понять его секреты? Спросите, наконец, своего директора – что взято им из сокровищницы В.А.Сухомлинского? Пытались проводить родительские собрания по Сухомлинскому (т. е. без публичного обсуждения учеников)? Пытались освоить идею интеллектуального фона класса, идею эмоционального пробуждения детского разума? Учат ли всех детей играть в шахматы, без чего, как считал Сухомлинский, развитие детей затруднено? Не знаю, каким будет результат опроса. Очень может быть, что придется услышать пренебрежительное: «Да ну их, все эти новшества, надоело! Дайте учителю работать спокойно, пусть каждый учит, как хочет!». Или вы услышите жалобы на то, что преподаватель перегружен работой, что инспектора не дают вздохнуть, – все так. Все правда. Но если бы видели вы, Инга Хаковна, как хорошо подросткам в школе, где работают по коммунарской методике, какими дружелюбными они становятся, какими деятельными, самостоятельными, и если бы видели вы вдохновенные – другого слова не подберешь – лица шаталовских учеников, и если бы слышали вы, как отвечают – притом все подряд! – третьеклассники Лысенковой, как чисто поют пятиклашки Огороднова в обычном московском интернате, вы поняли бы, о чем я говорю, о чем идет речь, отчего такая боль. Что произошло? Почему врач считает обязательным для себя быть в курсе новых способов лечения и новых лекарственных средств? Почему все специалисты считают необходимым «не отставать», и если жалуются – то на переизбыток информации – и только педагогическая мысль – на голодном пайке, и только в педагогике все новое – под подозрением?"

…«Он и вы выдаете метод Ильина за открытие», – пишет Инга Хаковна, и естественно было бы ожидать, что следом она хоть коротко разберет метод Ильина и покажет, что ничего нового в его идеях нет. Но учительница допускает ошибку, часто встречающуюся в тетрадях учеников: незаметно для себя она соскакивает с мысли. Заговорив о методе Ильина, она тут же забывает об этом и в следующей фразе пишет: «Но учителей, преподающих литературу, примерно, как Ильин и лучше него, преподающих ее как искусство, было и есть немало. Я училась у такой учительницы, она преподавала со своей точки зрения, отбирала для разговоров наиболее близкие для нас, старшеклассников, и «ходовые» темы, мы много смеялись на ее уроках, мечтали, грустили...». Совершенно верно! Кто возразит? И я учился у такой замечательной учительницы, Елизаветы Алексеевны Редькиной, и я видел учителей, несомненно лучших, нежели Е.Н.Ильин, не в обиду ему будь сказано, и в самом Ленинграде, и чуть ли не в той школе, где Ильин, работают словесники Т.Киркина и Т.Теплиц, уроки которых, по рассказам, фантастически прекрасны. Но ведь вовсе не за то ценят педагога Е.Н.Ильина, что он оригинален, что он личность и хороший учитель. Педагога, о котором можно сказать – «Вот личность!» – встретишь почти в каждой школе. У Ильина же другое – у него есть свой метод, который, судя по письму Инги Хаковны, ей неизвестен. Она спорит не с тем Ильиным, который представляет интерес, а с тем, которого она сама видит, – и выигрывает этот нелепый поединок со слабой тенью противника, победоносно оглядываясь по сторонам… Вот где беда-то! Вот где начинается серьезное! Даже такая опытная учительница не знает и знать не хочет о новом в ее профессиональной сфере. И так бывает часто. Разговариваю с директором московской школы, он выступает в защиту Ильина – но о методе его не слыхал. Разговариваю с крупным педагогическим администратором – и он судит о Шаталове понаслышке, и только от меня впервые узнал имя И.П.Иванова. Спросите организатора внеклассной работы в своей школе – он знает о коммунарском методе воспитания? Изучил его досконально? Изучив – отверг или принял? Или отверг до изучения? Спросите учителя физики – он старался вникнуть в метод Шаталова? Или он отвергает его на том основании, что «выступая в городе Н., Шаталов якобы сказал, будто...» – я часто встречался с категорическими суждениями такого рода. Спросите учителя, от которого зависит музыкальное образование детей, – он знает о методе Дмитрия Ерофеевича Огороднова? Пробовал применять его? Если пробовал, но не получилось – это одно, а если даже и не пытался понять его секреты? Спросите, наконец, своего директора – что взято им из сокровищницы В.А.Сухомлинского? Пытались проводить родительские собрания по Сухомлинскому (т. е. без публичного обсуждения учеников)? Пытались освоить идею интеллектуального фона класса, идею эмоционального пробуждения детского разума? Учат ли всех детей играть в шахматы, без чего, как считал Сухомлинский, развитие детей затруднено? Не знаю, каким будет результат опроса. Очень может быть, что придется услышать пренебрежительное: «Да ну их, все эти новшества, надоело! Дайте учителю работать спокойно, пусть каждый учит, как хочет!». Или вы услышите жалобы на то, что преподаватель перегружен работой, что инспектора не дают вздохнуть, – все так. Все правда. Но если бы видели вы, Инга Хаковна, как хорошо подросткам в школе, где работают по коммунарской методике, какими дружелюбными они становятся, какими деятельными, самостоятельными, и если бы видели вы вдохновенные – другого слова не подберешь – лица шаталовских учеников, и если бы слышали вы, как отвечают – притом все подряд! – третьеклассники Лысенковой, как чисто поют пятиклашки Огороднова в обычном московском интернате, вы поняли бы, о чем я говорю, о чем идет речь, отчего такая боль. Что произошло? Почему врач считает обязательным для себя быть в курсе новых способов лечения и новых лекарственных средств? Почему все специалисты считают необходимым «не отставать», и если жалуются – то на переизбыток информации – и только педагогическая мысль – на голодном пайке, и только в педагогике все новое – под подозрением?"
by Анатолий Шперх

March 30, 2017 at 11:37PM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT