Тернистый путь кинофантастики: почему в СССР так и не сняли "Звездные войны"

Только мне в этой истории про фильм "Аэлита" мерещатся цифры 2035? Кто скажет, что это не история про сегодняшний день, про сегодняшние визионерские дела? Про технологические инициативы и попытки создать будущее в одной отдельно взятой области. "Во-первых, кроме костюмов и декораций, там не было ровным счетом ничего." Но это - и о нас, не умеющих увидеть действительно новое и ценное только потому, что идеологические установки не позволяют этого ("первый советский блокбастер про космос был снят на кооперативной, то есть нэпманской киностудии"). "Первой ласточкой советской космической кинофантастики стала навсегда вошедшая в историю кино "Аэлита" Якова Протазанова. ... Фильм буквально состоял из новаторских находок и завлекалок, которые, казалось, должны были обеспечить ему невиданные ранее кассовые сборы и почетное звание первого советского НФ-блокбастера. Чего стоила одна только рекламная кампания с публикацией загадочного объявления "АНТА… ОДЭЛИ… УТА…" аж в самой "Правде". А великолепные марсианские костюмы Александры Экстер? А конструктивистские декорации Виктора Симова, сделанные по образцам ПРОУНов Лисицкого?... И все же "Аэлита" провалилась. Вернее будет сказать – ее провалили дружными усилиями сценарист, режиссер, советская власть и прокатчики. Во-первых, кроме костюмов и декораций, там не было ровным счетом ничего. От оригинального романа А. Толстого остались разве что полет на Марс и сама Аэлита, а добавленная детективная линия откровенно снижала пафос жанра НФ. После таких оборотов сюжета сценаристу ничего не оставалось, кроме как кончить "за упокой". В финале выясняется, что на Марс никто не летал, все это был лишь сон, а, проснувшись, Лось сжигает чертежи своего интерпланетонефа, потому что "есть у нас еще дома дела". Зритель приходил и убеждался лишь в том, что его крепко надули, показав вместо фантастики детектив про сумасшедшего изобретателя, и билет на вторую серию уже не покупал. И, наконец критика, обиженная тем, что первый советский блокбастер про космос был снят на кооперативной, то есть нэпманской киностудии, оттопталась по "Аэлите" всем табуном. И продолжала закапывать ее даже спустя десятилетия, хотя фильм был первым в своем роде не только у нас, но и во всем мире. Лишь три года спустя Фриц Ланг снял свой "Метрополис", а Голливуд ни о чем подобном еще даже не задумывался. Под занавес комиссия ЦК ВКП(б) запретила "Руси" прокат фильма за границей и "Аэлиту" похоронили навсегда."
from Facebook http://ift.tt/1IB8SVN
via IFTTT