"У меня получилось такое сумбурное образование, и я это ценю, потому что хуже всего, когда нет плюрализма. Все-таки дети разные, и даже один ребенок меняется, он в разных возрастах может быть разным. Одному возрасту может больше подходить свободное образование, другому - что-то другое. Кроме того, когда появилась моя статья в питерском журнале о советском образовании последних лет советской власти, где я писала по материалам интервью о том что дети в школе скучали, - меня за это очень упрекали, но один из участников дискуссии, очень хороший американский историк образования, напомнил о том, что для детей из неблагополучных семей строгая школа иногда очень подходит, потому что это единственный момент порядка в его жизни; но для ребенка, который привык к свободе в семье, когда он может сам себя развивать, очень тяжело находиться в школе, где его все время шпыняют. В общем, я возвращаюсь к тому, что дети разные, и не существует единой системы, удачной для всех. Что касается 20-х годов, я бы сказала: жалко, что все прекратилось. Можно точно сказать когда, в 1932 году, когда начинается возврат к патриотическому образованию, когда пионерское движение становится формой дисциплинирования детей. А в 1936 году вышло постановление о педологических извращениях, и все элементы свободного и экспериментального воспитания исчезли уже совсем. Это действительно потеря, но это не значит, что все экспериментальные начинания были такими же хорошими, как те несколько образцовых, о которых сейчас часто пишут. Не нужно думать, что все новации 20-х годов были хороши для детей. К тому же среди разрухи, голода осуществлялось далеко не все, что есть на бумаге."

"У меня получилось такое сумбурное образование, и я это ценю, потому что хуже всего, когда нет плюрализма. Все-таки дети разные, и даже один ребенок меняется, он в разных возрастах может быть разным. Одному возрасту может больше подходить свободное образование, другому - что-то другое. Кроме того, когда появилась моя статья в питерском журнале о советском образовании последних лет советской власти, где я писала по материалам интервью о том что дети в школе скучали, - меня за это очень упрекали, но один из участников дискуссии, очень хороший американский историк образования, напомнил о том, что для детей из неблагополучных семей строгая школа иногда очень подходит, потому что это единственный момент порядка в его жизни; но для ребенка, который привык к свободе в семье, когда он может сам себя развивать, очень тяжело находиться в школе, где его все время шпыняют. В общем, я возвращаюсь к тому, что дети разные, и не существует единой системы, удачной для всех. Что касается 20-х годов, я бы сказала: жалко, что все прекратилось. Можно точно сказать когда, в 1932 году, когда начинается возврат к патриотическому образованию, когда пионерское движение становится формой дисциплинирования детей. А в 1936 году вышло постановление о педологических извращениях, и все элементы свободного и экспериментального воспитания исчезли уже совсем. Это действительно потеря, но это не значит, что все экспериментальные начинания были такими же хорошими, как те несколько образцовых, о которых сейчас часто пишут. Не нужно думать, что все новации 20-х годов были хороши для детей. К тому же среди разрухи, голода осуществлялось далеко не все, что есть на бумаге."
by Анатолий Шперх

April 29, 2015 at 12:18PM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT