"В Петербурге в архиве хранится собрание автобиографий детей - учеников приходских школ начала XX века. Там они писали: как я был счастлив, что попал в школу, школа для меня - целый мир. Более настороженно относились к интернатам. Но в общем, стандартное воспоминание, это как ребенок приходит в школьную комнату и видит там красивую женщину, какой никогда не видал, - и это учительница; на стенах висят картинки - это первые картинки, которые ребенок вообще видел, дома картинок не было; а потом оказывается, что и в учебнике, в букваре тоже есть картинки, какая радость! Часто ребенок рассказывает, как приставал к старшему брату, или сестре, чтобы показали учебник. Первый день в школе - это праздник, не официальный, а праздник для ребенка: надели все лучшее, пошли в школу с родителями, в семье это событие праздновали. Это продолжалось и в ранний советский период. Например, по воспоминаниям Маргариты Алигер, они радовались возможности рисовать в школе какие-то плакаты, писать стенгазеты. Потом, в поздний советский период, то же самое стало страшным занудством. Но в ранний период было по-другому. Многие пожилые люди вспоминают, что для них школа была очень важна и им там было очень интересно. Еще один момент надо учитывать - коммунальные квартиры, особенно довоенного периода. Тогда люди воспринимали эту коллективную жизнь как данность, других вариантов не было, но ребенок в школьном дворе имел больше пространства, больше возможности общаться с друзьями, играть, чем у себя дома. Не говоря о том, что во время войны, во время блокады в Ленинграде школа просто спасала детей, они там получали питание. - И там было теплее - Да. Если не тепло, по крайней мере там детей было много и они могли присаживаться друг к другу и греться. Но еда - важный сюжет детских воспоминаний, как им давали в школе иногда, например, булку. В поздний советский период для многих детей из интеллигентных семей школьное образование становится как бы ненужным, в школе читали менее интересные книги, чем дома, вне программы. Появилась более живая детская литература. Перепечатывали книги 20-х годов, например, "Кондуит и Швамбрания". По письмам детей в Дом детской книги в Ленинграде или в Москве можно определить, что они любили читать - приключенческие романы, Вильяма Козлова "Президент каменного острова" и т.д. Жизнь вне школьной программы стала интересной, к тому же началось бурное развитие потребительской культуры - джинсы и т.д. А в школе, несмотря на реформы, заметен был некоторый застой общего подхода к детям, стандартный подход к проверке знаний, когда ученики по очереди поднимались и пересказывали куски учебника. По воспоминаниям моих информаторов, это было очень скучно. "

"В Петербурге в архиве хранится собрание автобиографий детей - учеников приходских школ начала XX века. Там они писали: как я был счастлив, что попал в школу, школа для меня - целый мир. Более настороженно относились к интернатам. Но в общем, стандартное воспоминание, это как ребенок приходит в школьную комнату и видит там красивую женщину, какой никогда не видал, - и это учительница; на стенах висят картинки - это первые картинки, которые ребенок вообще видел, дома картинок не было; а потом оказывается, что и в учебнике, в букваре тоже есть картинки, какая радость! Часто ребенок рассказывает, как приставал к старшему брату, или сестре, чтобы показали учебник. Первый день в школе - это праздник, не официальный, а праздник для ребенка: надели все лучшее, пошли в школу с родителями, в семье это событие праздновали. Это продолжалось и в ранний советский период. Например, по воспоминаниям Маргариты Алигер, они радовались возможности рисовать в школе какие-то плакаты, писать стенгазеты. Потом, в поздний советский период, то же самое стало страшным занудством. Но в ранний период было по-другому. Многие пожилые люди вспоминают, что для них школа была очень важна и им там было очень интересно. Еще один момент надо учитывать - коммунальные квартиры, особенно довоенного периода. Тогда люди воспринимали эту коллективную жизнь как данность, других вариантов не было, но ребенок в школьном дворе имел больше пространства, больше возможности общаться с друзьями, играть, чем у себя дома. Не говоря о том, что во время войны, во время блокады в Ленинграде школа просто спасала детей, они там получали питание. - И там было теплее - Да. Если не тепло, по крайней мере там детей было много и они могли присаживаться друг к другу и греться. Но еда - важный сюжет детских воспоминаний, как им давали в школе иногда, например, булку. В поздний советский период для многих детей из интеллигентных семей школьное образование становится как бы ненужным, в школе читали менее интересные книги, чем дома, вне программы. Появилась более живая детская литература. Перепечатывали книги 20-х годов, например, "Кондуит и Швамбрания". По письмам детей в Дом детской книги в Ленинграде или в Москве можно определить, что они любили читать - приключенческие романы, Вильяма Козлова "Президент каменного острова" и т.д. Жизнь вне школьной программы стала интересной, к тому же началось бурное развитие потребительской культуры - джинсы и т.д. А в школе, несмотря на реформы, заметен был некоторый застой общего подхода к детям, стандартный подход к проверке знаний, когда ученики по очереди поднимались и пересказывали куски учебника. По воспоминаниям моих информаторов, это было очень скучно. "
by Анатолий Шперх

April 29, 2015 at 12:09PM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT