Почему я считаю школу колоссом на глиняных ногах? В обсуждении моей статьи в ВО безмерно уважаемый мной Leonid Ilyushin попросил разъяснить смысл моей метафоры про колосса. Что именно я считаю колоссом и почему. Я, конечно, расстроился, что пишу столь непонятно, что надо комментировать и рассуждать вне текста :) , но мне кажется важным расставить все точки над i. Привожу тут немного расширенный вариант своего ответа. Безусловно, для меня Колосс - это школа в целом, как институция. Естественно, я говорю не о школе во все времена, а о школе сегодня, "в эпоху перемен", и именно этих перемен. Я вижу две стороны этой проблемы. первую я как раз и попытался описать в этой статье. Реформы в школе, будучи достаточно радикальными, не затронули совсем низовой уровень. Это ровно то, о чего мы опасались в Школьная лига РОСНАНО и что было условием участия в проекте - в школе должна сформироваться команда, меняющая жизнь. Увы, в большинстве школ этого нет. Не мне тебе рассказывать, что замечательный ФГОС, призванный изменить принципы работы школы, во многом превращается в отписку в отчетах ("читатель ждет уж рифмы розы? на вот, возьми ее скорей"), а учитель идет своим чередом. Главное заменяется профанацией. И да, я знаю, что меняется, что многое уже сделано. И еще немного, еще чуть-чуть... Но вот этот саботаж (часто неосознанный, вынужденный) - и есть глиняные ноги нашего колосса. Пока кавалерийский наскок не получился. Надо окопаться и осмотреться. Собственно, пафос моей статьи именно в том и заключается, что эта остановка нам нужна, чтобы осознать ошибки, увидеть узкие места. Вторая сторона связана с моделью школы вообще. Тут больше вопросов, чем ответов, и об этом я не писал в статье, но, раз уж ты спросил, отвечу. Я думаю, что во многом проблемы школы связаны с тем, что ее модель в целом устарела и рассыпается. Мы еще не очень осознали это, но, если посмотреть на отрезке 50 лет, то это очень хорошо видно. Будучи 50 лет назад единственной институцией, способной дать образование, готовой предоставить свои ресурсы и принять в свое лоно ребенка, сегодня школа стала одной из многих. Я писал как-то об одном замечательном исследовании послевоенной ленинградской школы. Автор пишет, что почти все респонденты отмечали, что пространство школы было чуть ли не единственной возможностью вырваться из тесноты коммуналок. Контраст между примусами на коммунальной кухне и светлыми просторными классами был столь разителен, что школа поглощала детей вне зависимости от качества педагогической работы. Сегодня школа не может увлечь только площадями и интерьерами. Да и в школу приходят все же не для того, чтобы "потусоваться" (хотя и эту функцию никто не отменял и функцию "камеры хранения" школа выполняет, хоть и не столь успешно, как 50 лет назад). Если же говорить об основной задаче школы, то сегодня есть огромное количество путей для получения образования (от описанных в статье уроков по скайпу или видеоуроков до чартерных школ). Другое дело, что я считаю, что школа все равно нужна. Но не в виде камеры хранения, а как мечто, где можно найти Учителя. Ибо смотреть ролики-лекции это, конечно, хорошо. Но без учителя КПД получается, как у паровоза.

Почему я считаю школу колоссом на глиняных ногах? В обсуждении моей статьи в ВО безмерно уважаемый мной Leonid Ilyushin попросил разъяснить смысл моей метафоры про колосса. Что именно я считаю колоссом и почему. Я, конечно, расстроился, что пишу столь непонятно, что надо комментировать и рассуждать вне текста :) , но мне кажется важным расставить все точки над i. Привожу тут немного расширенный вариант своего ответа. Безусловно, для меня Колосс - это школа в целом, как институция. Естественно, я говорю не о школе во все времена, а о школе сегодня, "в эпоху перемен", и именно этих перемен. Я вижу две стороны этой проблемы. первую я как раз и попытался описать в этой статье. Реформы в школе, будучи достаточно радикальными, не затронули совсем низовой уровень. Это ровно то, о чего мы опасались в Школьная лига РОСНАНО и что было условием участия в проекте - в школе должна сформироваться команда, меняющая жизнь. Увы, в большинстве школ этого нет. Не мне тебе рассказывать, что замечательный ФГОС, призванный изменить принципы работы школы, во многом превращается в отписку в отчетах ("читатель ждет уж рифмы розы? на вот, возьми ее скорей"), а учитель идет своим чередом. Главное заменяется профанацией. И да, я знаю, что меняется, что многое уже сделано. И еще немного, еще чуть-чуть... Но вот этот саботаж (часто неосознанный, вынужденный) - и есть глиняные ноги нашего колосса. Пока кавалерийский наскок не получился. Надо окопаться и осмотреться. Собственно, пафос моей статьи именно в том и заключается, что эта остановка нам нужна, чтобы осознать ошибки, увидеть узкие места. Вторая сторона связана с моделью школы вообще. Тут больше вопросов, чем ответов, и об этом я не писал в статье, но, раз уж ты спросил, отвечу. Я думаю, что во многом проблемы школы связаны с тем, что ее модель в целом устарела и рассыпается. Мы еще не очень осознали это, но, если посмотреть на отрезке 50 лет, то это очень хорошо видно. Будучи 50 лет назад единственной институцией, способной дать образование, готовой предоставить свои ресурсы и принять в свое лоно ребенка, сегодня школа стала одной из многих. Я писал как-то об одном замечательном исследовании послевоенной ленинградской школы. Автор пишет, что почти все респонденты отмечали, что пространство школы было чуть ли не единственной возможностью вырваться из тесноты коммуналок. Контраст между примусами на коммунальной кухне и светлыми просторными классами был столь разителен, что школа поглощала детей вне зависимости от качества педагогической работы. Сегодня школа не может увлечь только площадями и интерьерами. Да и в школу приходят все же не для того, чтобы "потусоваться" (хотя и эту функцию никто не отменял и функцию "камеры хранения" школа выполняет, хоть и не столь успешно, как 50 лет назад). Если же говорить об основной задаче школы, то сегодня есть огромное количество путей для получения образования (от описанных в статье уроков по скайпу или видеоуроков до чартерных школ). Другое дело, что я считаю, что школа все равно нужна. Но не в виде камеры хранения, а как мечто, где можно найти Учителя. Ибо смотреть ролики-лекции это, конечно, хорошо. Но без учителя КПД получается, как у паровоза.
by Анатолий Шперх

January 28, 2017 at 09:43AM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT