Современный старшеклассник в поисках осмысленной деятельности как бы утекает за пределы сконструированного для него взрослыми искусственного мира заботы в пространства, в которых возможна самостоятельность и самореализация (спорт, виртуальные миры и социальные сети, музыкальные субкультуры, ролевое движение, самоорганизующиеся молодёжные среды — «тусовки»...). Современная школа для школьника — своего рода автобус: зашёл, и можно по сторонам не смотреть, доехал, вышел и … забыл. По своему строению, по ориентации на процесс, то есть развёрнутую во времени длительность, школа своим укладом конституирует особую повседневность (в смысле Ф. Броделя [3]), в которой изменения если и происходят, то накапливаются незаметно, и поэтому «внутри» процесса не осознаются как значимые. Если для учителя процесс структурируется хотя бы различием тем и содержательных блоков учебных курсов (механика, термодинамика, электродинамика; античность, средние века, новое время; Пушкин, Лермонтов, Гоголь…), то для школьника эта структура сворачивается в один воспроизводящийся конструкт: «Сегодня мы проходим новую тему». Заметим ещё, что само слово «проходим» из педагогического жаргона указывает на незавидную судьбу учебного содержания, вскрывая основной способ обращения с ним: пройти и пойти дальше… Возникает вопрос: за счёт чего содержание образования может стать для современного 15-летнего человека значимым событием? Событие как единица образовательного проектирования Ермаков С. В., Попов А. А.

Современный старшеклассник в поисках осмысленной деятельности как бы утекает за пределы сконструированного для него взрослыми искусственного мира заботы в пространства, в которых возможна самостоятельность и самореализация (спорт, виртуальные миры и социальные сети, музыкальные субкультуры, ролевое движение, самоорганизующиеся молодёжные среды — «тусовки»...). Современная школа для школьника — своего рода автобус: зашёл, и можно по сторонам не смотреть, доехал, вышел и … забыл. По своему строению, по ориентации на процесс, то есть развёрнутую во времени длительность, школа своим укладом конституирует особую повседневность (в смысле Ф. Броделя [3]), в которой изменения если и происходят, то накапливаются незаметно, и поэтому «внутри» процесса не осознаются как значимые. Если для учителя процесс структурируется хотя бы различием тем и содержательных блоков учебных курсов (механика, термодинамика, электродинамика; античность, средние века, новое время; Пушкин, Лермонтов, Гоголь…), то для школьника эта структура сворачивается в один воспроизводящийся конструкт: «Сегодня мы проходим новую тему». Заметим ещё, что само слово «проходим» из педагогического жаргона указывает на незавидную судьбу учебного содержания, вскрывая основной способ обращения с ним: пройти и пойти дальше… Возникает вопрос: за счёт чего содержание образования может стать для современного 15-летнего человека значимым событием? Событие как единица образовательного проектирования Ермаков С. В., Попов А. А.

by Анатолий Шперх



September 05, 2014 at 10:58AM

from Facebook

via IFTTTfrom Facebook

via IFTTT