О чем я думаю? О роли личности в истории. Вот, жил себе да был провинциальный губернский город Витебск. Ничем себе не отличался от десятков других губернских городов. И вот вдруг в город приезжает один человек. Которого назначают уполномоченным по делам искусств. Что-то типа вашего Капкова - театрами заведовать. Часто у нас ошибочно считают, что приехал он чуть ли не руководить городом. Ничего подобного. Только одним департаментом. Не самым важным и не самым ярким. И вдруг - началось. В город едут едва ли не все левые художники Советской России. М. В. Добужинский становится директором художественной школы. Сразу приезжают художники-авангардисты И. А. Пуни, К. Л. Богуславская, В. М. Ермолаева, Н. И. Любавина, Н. О. Коган и другие. Чуть позже - К. Малевич. Эль Лисицкий ведет в школе мастерские архитектуры и графики. И. Пэн - подготовительное отделение. Обычный город. Разруха 1918 года. Вообще ничего не понятно еще. Гражданская война - в разгаре. Помните картинки из советского школьного учебника "Советская республика в кольце фронтов"? К лету 1918 года положение советской власти - критическое. А тут - вдруг, какой-то фонтан, гейзер и вулкан вместе. По воспоминаниям современника: «Я помню первую годовщину Октябрьской революции, когда Витебск был украшен разноцветными флагами, плакатами, и кое-где на видных местах, очень высоко, были выставлены картины Марка Шагала. Жители Витебска с удивлением смотрели на изображенных там зеленых лошадей и на «летающего» еврея. Мирных провинциалов одинаково изумляли и цвет лошадей, и сюжеты картин, и поза рисованного над домами человека: ничто не указывало на то, что человек «летит». Жители пожимали пле­чами, вздыхали потихоньку и говорили: «Революционное искусство... Когда-нибудь, быть может, поймем...». Художественная школа, ставшая впоследствии университетом (художественно-практический институт). "Опись картин Витебского художественно-практического института включала в себя произведения П. П. Кончаловского, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, А. М. Родченко, О. В. Розановой, Д. П. Штеренберга, А. А. Экстер и многих других. В музее были произведения витебских художников: М. З. Шагала, Ю. М. Пэна, С. Б. Юдовина, А. М. Бразера. В 1920 году из музейно­го фонда Наркомпроса были получены картины Н. С. Гончаро­вой, М. Ф. Ларионова, В. В. Кандинского и других. В августе 1921 года хранителем витебского музея современного искусства был назначен Р. Р. Фальк, приглашенный в Витебск через год после отъезда Шагала художественным советом института." Именно в Витебске родился театр, ставший впоследствии театром Мейерхольда (Теревсат -Театр революционной сатиры - впоследствии переехал в Москву и стал Театром Революции). И - лекции, выставки, журналы. 1919 год. Бумаги - нет. Денег - нет. Но в Витебске издаются журналы по левому искусству. "Освоение методов новейшей мировой живописи шло рука об руку с немедленным воплощением новых форм искусства в жизнь: одной из главных задач группы УНОВИС (утвердители нового искусства) было провозглашено создание «нового утилитарного мира вещей». В условиях Витеб­ска супрематизм действительно получил выход в реальность: коллективное творчество УНОВИСа распространилось на все сферы повседневности - от оформления продовольственных карточек, вывесок, лавок Витебского единого потребительского общества, побелки и росписей общественных столовых, кофеен до декоративного оформления города в дни праздников и тор­жеств. Возможность победоносного вторжения новейшего искус­ства в жизнь Витебска была подготовлена и поддержана ху­дожественной политикой Марка Шагала на посту комиссара ис­кусств; помимо этого, на художнике лежала обязанность добы­вать заказы, доставать краски, холсты, бумагу - словом, обеспечивать всю «материальную базу», на основе которой новое искусство могло воочию предстать перед изумленными жителями и гостями Витебска." И все это благодаря приезду одного единственного человека с бумагой Уполномоченного по делам искусств. На фото - кадр из фильма "Шагал-Малевич" (А. Митта, 2014)

О чем я думаю? О роли личности в истории. Вот, жил себе да был провинциальный губернский город Витебск. Ничем себе не отличался от десятков других губернских городов. И вот вдруг в город приезжает один человек. Которого назначают уполномоченным по делам искусств. Что-то типа вашего Капкова - театрами заведовать. Часто у нас ошибочно считают, что приехал он чуть ли не руководить городом. Ничего подобного. Только одним департаментом. Не самым важным и не самым ярким. И вдруг - началось. В город едут едва ли не все левые художники Советской России. М. В. Добужинский становится директором художественной школы. Сразу приезжают художники-авангардисты И. А. Пуни, К. Л. Богуславская, В. М. Ермолаева, Н. И. Любавина, Н. О. Коган и другие. Чуть позже - К. Малевич. Эль Лисицкий ведет в школе мастерские архитектуры и графики. И. Пэн - подготовительное отделение. Обычный город. Разруха 1918 года. Вообще ничего не понятно еще. Гражданская война - в разгаре. Помните картинки из советского школьного учебника "Советская республика в кольце фронтов"? К лету 1918 года положение советской власти - критическое. А тут - вдруг, какой-то фонтан, гейзер и вулкан вместе. По воспоминаниям современника: «Я помню первую годовщину Октябрьской революции, когда Витебск был украшен разноцветными флагами, плакатами, и кое-где на видных местах, очень высоко, были выставлены картины Марка Шагала. Жители Витебска с удивлением смотрели на изображенных там зеленых лошадей и на «летающего» еврея. Мирных провинциалов одинаково изумляли и цвет лошадей, и сюжеты картин, и поза рисованного над домами человека: ничто не указывало на то, что человек «летит». Жители пожимали пле­чами, вздыхали потихоньку и говорили: «Революционное искусство... Когда-нибудь, быть может, поймем...». Художественная школа, ставшая впоследствии университетом (художественно-практический институт). "Опись картин Витебского художественно-практического института включала в себя произведения П. П. Кончаловского, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, А. М. Родченко, О. В. Розановой, Д. П. Штеренберга, А. А. Экстер и многих других. В музее были произведения витебских художников: М. З. Шагала, Ю. М. Пэна, С. Б. Юдовина, А. М. Бразера. В 1920 году из музейно­го фонда Наркомпроса были получены картины Н. С. Гончаро­вой, М. Ф. Ларионова, В. В. Кандинского и других. В августе 1921 года хранителем витебского музея современного искусства был назначен Р. Р. Фальк, приглашенный в Витебск через год после отъезда Шагала художественным советом института." Именно в Витебске родился театр, ставший впоследствии театром Мейерхольда (Теревсат -Театр революционной сатиры - впоследствии переехал в Москву и стал Театром Революции). И - лекции, выставки, журналы. 1919 год. Бумаги - нет. Денег - нет. Но в Витебске издаются журналы по левому искусству. "Освоение методов новейшей мировой живописи шло рука об руку с немедленным воплощением новых форм искусства в жизнь: одной из главных задач группы УНОВИС (утвердители нового искусства) было провозглашено создание «нового утилитарного мира вещей». В условиях Витеб­ска супрематизм действительно получил выход в реальность: коллективное творчество УНОВИСа распространилось на все сферы повседневности - от оформления продовольственных карточек, вывесок, лавок Витебского единого потребительского общества, побелки и росписей общественных столовых, кофеен до декоративного оформления города в дни праздников и тор­жеств. Возможность победоносного вторжения новейшего искус­ства в жизнь Витебска была подготовлена и поддержана ху­дожественной политикой Марка Шагала на посту комиссара ис­кусств; помимо этого, на художнике лежала обязанность добы­вать заказы, доставать краски, холсты, бумагу - словом, обеспечивать всю «материальную базу», на основе которой новое искусство могло воочию предстать перед изумленными жителями и гостями Витебска." И все это благодаря приезду одного единственного человека с бумагой Уполномоченного по делам искусств. На фото - кадр из фильма "Шагал-Малевич" (А. Митта, 2014)
by Анатолий Шперх

January 03, 2017 at 09:32AM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT