Отличный анализ петербургского эпик-фейла с записью в первый класс. "1. Для этой услуги создали отдельный сайт alpha.gu.spb.ru На программистском сленге альфа-версией программного продукта называется начальная версия, предназначенная для тестирования только внутри компании-разработчика. Потом, после исправления всех найденных ошибок, выпускается beta-версия, предназначенная для тестирования всеми желающими. После этого найденные добровольцами ошибки снова исправляются, выпускается release — это первая версия, предназначенная для коммерческого использования. В случае с alpha.gu.spb.ru видно, что остановились на первом этапе разработки. В противном случае трудно объяснить, почему услуга "Запись в первый класс" осуществляется на сайте alpha...... 2. Еще в ноябре был анонсирован "Личный кабинет", который позволит заполнять черновик заявления заранее, что является здравой идеей. Предполагалось, что нужно будет создать аккаунт, а потом верифицировать его личным посещением МФЦ. Потом регистрацию заменили на аутентификацию через gosuslugi.ru что так же является вполне здравой идеей. Но реализовали новый сайт с личным кабинетом на .... ПО "Битрикс", предназначенным, главным образом, для создания корпоративных интернет-магазинов. Некоторое время назад, правда, были выпущены версии для Госорганов, учреждений образования и т.д. Кстати, самая дорогая редакция ПО Битрикс стоит чуть более 300 000 руб. Особенность работы Битрикса, как и многих других подобных CMS заключается в том, что ведется подробный протокол действий каждого пользователя на сайте и этот протокол пишется в базу данных. Так вот, в качестве СУБД для такой базы данных выбрали БЕСПЛАТНЫЙ свободно распространяемый MySQL, причем разместили его на localhost, т.е. на том же физическом сервере, что сайт. Так делают при экономии бюджета проекта. Теперь любой заход пользователя, даже на страницу alpha.gu.spb.ru/map (очень, кстати, полезная) требует соединение с БД MySQL, в настройках который было установлено ограничение в 400 одновременных соединений. Т.е. даже входы на сайт, не связанные с работой с личным кабинетом, расходовали столь дефицитные коннекции к базе данных для протоколирования такого захода. 3. Далее принимается новое фантастическое решение. Т.к. 1 февраля с 9 до 14 часов МФЦ перешли на прием только заявлений от первоклашек (по другим вопросам в МФЦ в этот период обращения не принимали), устроители мероприятия поставили безусловную переадресацию с сайта gu.spb.ru на сайт alpha.gu.spb.ru (видимо, рассуждали так: в указанный период сайт тоже будет принимать только заявление от первоклашек). В результате — попытка зайти на gu.spb.ru с целью, найти, например, адрес ближайшего МФЦ, т.е. действие, никак не связанное с личным кабинетом, опять расходовало ресурс дефицитных коннекций к бесплатной базе данных. Страница gu.spb.ru/mfc открывалась нормально, если только знать ее полный адрес. Номер телефона техподдержки, кстати, тоже был спрятан только на основном, временно выключенном сайте. Т.е. организаторы сделали все, чтобы искусственно увеличить нагрузку на дефицитный ресурс, который, на самом деле ничего не стоил. Потом они принялись искать проблему в запросах из-за границы или действиях хакеров. 4. Справедливости ради нужно признать, что отсутствие какой-либо технологии защиты от авторегистраций (ввод символов с картинки и т.п.) давало возможность использовать скрипты для победы в соревновании, но со стороны подтвердить или опровергнуть это утверждение невозможно. 5. Сайт alpha.gu.spb.ru изобилует всяческими web 2.0 технологиями, например, динамическая перестройка страницы личного кабинета по кликам пользователя с дополнительными запросами к базе данных. Например, не существует URL для быстрого открытия ранее сохраненного черновика заявления. Нужно открыть "Мои заявления", там найти "Запись в школу", после этого выполняется дополнительный запрос к БД и рисуются кнопки "Открыть" и "Удалить". В условиях перегрузки сервера, даже если удавалось пройти аутентификацию и открыть личный кабинет, добраться до черновика заявления было невозможно, т.к. доп запрос к БД завершался аварийно без какой-либо диагностики. В результате пользователю не ясно — нужно ли подождать ответа перегруженного сервера или открывать личный кабинет заново. Это еще многократно увеличивало нагрузку на сервер. Представьте, насколько проще бы было для пользователя и сервера, если в личном кабинете были прямые ссылки на ОТПРАВКУ заявления. 6. Сайт действительно заработал сразу после 13 часов, думаю, не благодаря усилиям организаторов, а вопреки. Дело в том, что МФЦ работали весьма слаженно. К 9 утра у них собралось по 200 человек, которые записывались в народные списки за неделю. К 11 — стали подтягиваться те, кто планировал записаться через сайт, но не смог этого сделать. К этому моменту ночные очередники уже были обслужены и к 13 очереди, в основном, исчезли. Соответственно, к этому моменту отпала необходимость попадать в личный кабинет. ВЫВОДЫ. На мой взгляд, идея перевести запись на электронные рельсы была выбрана правильно. Работа главной базы данных (это другая БД, не связанная с mySQL) не вызвала нареканий — к работе МФЦ нет замечаний. А вот вторую "точку входа", через сайт, реализовывал дилетант в условиях дефицита времени. Он [разработчик сайта] допустил ряд фундаментальных ошибок, которые исключили нормальное функционирование сайта при планируемой загрузки в 35 000 обращений в первый час. Если не будут сделаны выводы, 1 февраля 2016 года история повторится." Отсюда http://ift.tt/1u16m49

Отличный анализ петербургского эпик-фейла с записью в первый класс. "1. Для этой услуги создали отдельный сайт alpha.gu.spb.ru На программистском сленге альфа-версией программного продукта называется начальная версия, предназначенная для тестирования только внутри компании-разработчика. Потом, после исправления всех найденных ошибок, выпускается beta-версия, предназначенная для тестирования всеми желающими. После этого найденные добровольцами ошибки снова исправляются, выпускается release — это первая версия, предназначенная для коммерческого использования. В случае с alpha.gu.spb.ru видно, что остановились на первом этапе разработки. В противном случае трудно объяснить, почему услуга "Запись в первый класс" осуществляется на сайте alpha...... 2. Еще в ноябре был анонсирован "Личный кабинет", который позволит заполнять черновик заявления заранее, что является здравой идеей. Предполагалось, что нужно будет создать аккаунт, а потом верифицировать его личным посещением МФЦ. Потом регистрацию заменили на аутентификацию через gosuslugi.ru что так же является вполне здравой идеей. Но реализовали новый сайт с личным кабинетом на .... ПО "Битрикс", предназначенным, главным образом, для создания корпоративных интернет-магазинов. Некоторое время назад, правда, были выпущены версии для Госорганов, учреждений образования и т.д. Кстати, самая дорогая редакция ПО Битрикс стоит чуть более 300 000 руб. Особенность работы Битрикса, как и многих других подобных CMS заключается в том, что ведется подробный протокол действий каждого пользователя на сайте и этот протокол пишется в базу данных. Так вот, в качестве СУБД для такой базы данных выбрали БЕСПЛАТНЫЙ свободно распространяемый MySQL, причем разместили его на localhost, т.е. на том же физическом сервере, что сайт. Так делают при экономии бюджета проекта. Теперь любой заход пользователя, даже на страницу alpha.gu.spb.ru/map (очень, кстати, полезная) требует соединение с БД MySQL, в настройках который было установлено ограничение в 400 одновременных соединений. Т.е. даже входы на сайт, не связанные с работой с личным кабинетом, расходовали столь дефицитные коннекции к базе данных для протоколирования такого захода. 3. Далее принимается новое фантастическое решение. Т.к. 1 февраля с 9 до 14 часов МФЦ перешли на прием только заявлений от первоклашек (по другим вопросам в МФЦ в этот период обращения не принимали), устроители мероприятия поставили безусловную переадресацию с сайта gu.spb.ru на сайт alpha.gu.spb.ru (видимо, рассуждали так: в указанный период сайт тоже будет принимать только заявление от первоклашек). В результате — попытка зайти на gu.spb.ru с целью, найти, например, адрес ближайшего МФЦ, т.е. действие, никак не связанное с личным кабинетом, опять расходовало ресурс дефицитных коннекций к бесплатной базе данных. Страница gu.spb.ru/mfc открывалась нормально, если только знать ее полный адрес. Номер телефона техподдержки, кстати, тоже был спрятан только на основном, временно выключенном сайте. Т.е. организаторы сделали все, чтобы искусственно увеличить нагрузку на дефицитный ресурс, который, на самом деле ничего не стоил. Потом они принялись искать проблему в запросах из-за границы или действиях хакеров. 4. Справедливости ради нужно признать, что отсутствие какой-либо технологии защиты от авторегистраций (ввод символов с картинки и т.п.) давало возможность использовать скрипты для победы в соревновании, но со стороны подтвердить или опровергнуть это утверждение невозможно. 5. Сайт alpha.gu.spb.ru изобилует всяческими web 2.0 технологиями, например, динамическая перестройка страницы личного кабинета по кликам пользователя с дополнительными запросами к базе данных. Например, не существует URL для быстрого открытия ранее сохраненного черновика заявления. Нужно открыть "Мои заявления", там найти "Запись в школу", после этого выполняется дополнительный запрос к БД и рисуются кнопки "Открыть" и "Удалить". В условиях перегрузки сервера, даже если удавалось пройти аутентификацию и открыть личный кабинет, добраться до черновика заявления было невозможно, т.к. доп запрос к БД завершался аварийно без какой-либо диагностики. В результате пользователю не ясно — нужно ли подождать ответа перегруженного сервера или открывать личный кабинет заново. Это еще многократно увеличивало нагрузку на сервер. Представьте, насколько проще бы было для пользователя и сервера, если в личном кабинете были прямые ссылки на ОТПРАВКУ заявления. 6. Сайт действительно заработал сразу после 13 часов, думаю, не благодаря усилиям организаторов, а вопреки. Дело в том, что МФЦ работали весьма слаженно. К 9 утра у них собралось по 200 человек, которые записывались в народные списки за неделю. К 11 — стали подтягиваться те, кто планировал записаться через сайт, но не смог этого сделать. К этому моменту ночные очередники уже были обслужены и к 13 очереди, в основном, исчезли. Соответственно, к этому моменту отпала необходимость попадать в личный кабинет. ВЫВОДЫ. На мой взгляд, идея перевести запись на электронные рельсы была выбрана правильно. Работа главной базы данных (это другая БД, не связанная с mySQL) не вызвала нареканий — к работе МФЦ нет замечаний. А вот вторую "точку входа", через сайт, реализовывал дилетант в условиях дефицита времени. Он [разработчик сайта] допустил ряд фундаментальных ошибок, которые исключили нормальное функционирование сайта при планируемой загрузки в 35 000 обращений в первый час. Если не будут сделаны выводы, 1 февраля 2016 года история повторится." Отсюда http://ift.tt/1u16m49

by Анатолий Шперх



February 03, 2015 at 04:45PM

from Facebook

via IFTTTfrom Facebook

via IFTTT