Готовлюсь к поездке в Витебск и штудирую материалы. Похоже, в этот раз она пройдет под знаменем живописи и конкретно живописи Юделя Пэна. Удивительной силы художник. Я умудрился много лет не замечать его, что неудивительно - я занимался много лет культурой еврейского местечка, и работы Пэна в каждой второй попсовой статье на тему служили лубочной иллюстрацией "Die goldene medina" милого утраченного отечества. Без его жанровых сценок немыслима ни одна работа по быту еврейского местечка. Попса заслонила для меня действительно великого художника. Вот, нельзя все же изучать живопись по скверным репродукциям. Но на сей раз я попытался посмотреть на него именно как на искусство. И это - очень сильно. Как написано на одной странице в ЖЖ, "парадокс Пэна заключается в том, что если Левитан, получив русскую школу живописи у Перова, Саврасова и Поленова, стал одним из самых русских по духу пейзажистов, то Пэн, окончивший СПб Академию художеств, вернулся к своим реалиям, отображая их в традициях русской школы живописи." И вот это сочетание - культуры и идентичности, европейскости и глубокого укоренения в собственную национальную традицию (хотя и с отрицанием ее - и на словах, и образом жизни) - самое интересное, удивительное и достойное внимания. На фото: Иегуда Пэн (1854 - 1937) "Старик с корзиной (Шамес)"

Готовлюсь к поездке в Витебск и штудирую материалы. Похоже, в этот раз она пройдет под знаменем живописи и конкретно живописи Юделя Пэна. Удивительной силы художник. Я умудрился много лет не замечать его, что неудивительно - я занимался много лет культурой еврейского местечка, и работы Пэна в каждой второй попсовой статье на тему служили лубочной иллюстрацией "Die goldene medina" милого утраченного отечества. Без его жанровых сценок немыслима ни одна работа по быту еврейского местечка. Попса заслонила для меня действительно великого художника. Вот, нельзя все же изучать живопись по скверным репродукциям. Но на сей раз я попытался посмотреть на него именно как на искусство. И это - очень сильно. Как написано на одной странице в ЖЖ, "парадокс Пэна заключается в том, что если Левитан, получив русскую школу живописи у Перова, Саврасова и Поленова, стал одним из самых русских по духу пейзажистов, то Пэн, окончивший СПб Академию художеств, вернулся к своим реалиям, отображая их в традициях русской школы живописи." И вот это сочетание - культуры и идентичности, европейскости и глубокого укоренения в собственную национальную традицию (хотя и с отрицанием ее - и на словах, и образом жизни) - самое интересное, удивительное и достойное внимания. На фото: Иегуда Пэн (1854 - 1937) "Старик с корзиной (Шамес)"
by Анатолий Шперх

January 02, 2017 at 04:54PM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT