Интересное наблюдение. Ни одна тема в образовании не вызывает такого количества лайков и перепостов, такого количества внимания (в основном пассивного), как тема финского образования. Это удивительный феномен. Оно не вызывает споров (разве что по сути со знатоками деталей), не вызывает яростного отторжения (хотя один только тезис о ненужности специальной работы с одаренными детьми должен был вызвать шквал негодования). Нет - тишь да гладь, благостное лайканье и завистливые ахи и охи. Интересно было бы проанализировать, почему? Как мне кажется, эта благостность зиждется на трех китах: * Спокойствие * Уверенность * Качество Именно в таком порядке. 1. Спокойствие. Наш учитель настолько устал от нервотрепки реформ, запросов и проверок, что спокойствие - это самое желанное, чего он хочет. Чтобы его не трогали, чтобы все шло своим чередом, чтобы машина работала сама. Не случайно известная цитата о финском образовании (не имеющая ничего общего с реальностью, но это неважно) гласит: "финское чудо в образовании началось с того, что уволили всех образовательных чиновников". Это - главная мечта. 2. Уверенность. То, чего катастрофически не хватает нашим учителям. Это и уверенность в зарплате и в положении в обществе. Не случайны все эти перепевы на тему положения учителя в царской России (и - калькой с этого положение финских учителей, которым государство гарантирует очень и очень много). Это и уверенность в правильности своего пути, поддерживаемая государством и обществом. Уверенность в детях и своих силах. Отсутствие уверенности - главная беда российского учительства. Мы все ощущаем себя лишь "слугами государевыми". Из категории "чего изволите?" Пушкинское "самостоянье человека" - это не про учителя. не про российского. Так, может быть, про финского?- подсказывает нам слабая надежда, что не у всех в мире так плохо. 3. Качество. Потрясающая уверенность в качестве. "Родителям не рекомендуют заниматься с детьми: уроки это дело педагогов". Я не знаю, откуда эта уверенность в качестве того, что они делают. Может быть, от профессионализма? От отсутствия излишней рефлексии? От понимания планки, выше которой подниматься не нужно, потому что нельзя быть уверенным в том, что все получится? именно качество для меня - главная загадка финского образования. Вернее, мифа о финском образовании, который столь ласкает слух нашему учительство.

Интересное наблюдение. Ни одна тема в образовании не вызывает такого количества лайков и перепостов, такого количества внимания (в основном пассивного), как тема финского образования. Это удивительный феномен. Оно не вызывает споров (разве что по сути со знатоками деталей), не вызывает яростного отторжения (хотя один только тезис о ненужности специальной работы с одаренными детьми должен был вызвать шквал негодования). Нет - тишь да гладь, благостное лайканье и завистливые ахи и охи. Интересно было бы проанализировать, почему? Как мне кажется, эта благостность зиждется на трех китах: * Спокойствие * Уверенность * Качество Именно в таком порядке. 1. Спокойствие. Наш учитель настолько устал от нервотрепки реформ, запросов и проверок, что спокойствие - это самое желанное, чего он хочет. Чтобы его не трогали, чтобы все шло своим чередом, чтобы машина работала сама. Не случайно известная цитата о финском образовании (не имеющая ничего общего с реальностью, но это неважно) гласит: "финское чудо в образовании началось с того, что уволили всех образовательных чиновников". Это - главная мечта. 2. Уверенность. То, чего катастрофически не хватает нашим учителям. Это и уверенность в зарплате и в положении в обществе. Не случайны все эти перепевы на тему положения учителя в царской России (и - калькой с этого положение финских учителей, которым государство гарантирует очень и очень много). Это и уверенность в правильности своего пути, поддерживаемая государством и обществом. Уверенность в детях и своих силах. Отсутствие уверенности - главная беда российского учительства. Мы все ощущаем себя лишь "слугами государевыми". Из категории "чего изволите?" Пушкинское "самостоянье человека" - это не про учителя. не про российского. Так, может быть, про финского?- подсказывает нам слабая надежда, что не у всех в мире так плохо. 3. Качество. Потрясающая уверенность в качестве. "Родителям не рекомендуют заниматься с детьми: уроки это дело педагогов". Я не знаю, откуда эта уверенность в качестве того, что они делают. Может быть, от профессионализма? От отсутствия излишней рефлексии? От понимания планки, выше которой подниматься не нужно, потому что нельзя быть уверенным в том, что все получится? именно качество для меня - главная загадка финского образования. Вернее, мифа о финском образовании, который столь ласкает слух нашему учительство.
by Анатолий Шперх

August 24, 2016 at 10:26AM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT