Почему мы проиграли. Очень мощный текст написал Mikhail Epshtein Я подписываюсь под каждым его словом с той лишь разницей, что я смог сделать еще меньше... Даю Мишин текст с незначительными сокращениями "Одна из линий разговора на конференции по альтернативному образованию развернулась вокруг темы – виноват ли учитель в том, что происходит сейчас в стране вообще и в поведении наших учеников в новой общественной ситуации в частности. Я считаю, что я, в том числе, виноват. Дело еще и в том, что только такой ответ на этот вопрос (кто виноват) – позволяет мне что-то предпринимать по изменению ситуации. Все иные варианты ответа - устраняют меня от активной деятельности. Попробую пояснить. Какие могут быть варианты – кто во всем происходящем виноват? 1. Если думать, что во всем, что происходит сейчас в стране, виноват Путин… Что я могу тут сделать? Либо предпринимать усилия по силовому низвержению Путина с «президентского престола» - чем бы мне по ряду причин заниматься не хотелось. Либо ждать – когда Владимир Владимирович покинет этот мир естественным путем. Опыт жизни в Советском союзе показал, что ждать этого момента можно долго. То есть сейчас я сделать сам особо ничего не могу. 2. Если думать, что во всем виноваты США… Что я тут могу поделать? Ну, не брать же в руки автомат Калашникова и идти воевать супротив мощной державы… Остается только причитать, что США – мировое зло, надеяться на российские вооруженные силы. А самому-то делать опять нечего. 3. Если думать, что во всем виноват российский народ… вот он такой искони и его не изменить… Если встать на эту позицию, то получается, что если за несколько попыток в разные века многих активных и умных людей сделать российский народ более самостоятельным, свободным, независимым не получилось, то куда уж мне-то… Не от меня зависит изменение ситуации… 4. Если думать, что в ситуации виноват, в том числе, и я… То вот здесь я могу попробовать действовать самостоятельно, взять на себя какую-то долю ответственности за происходящее и попытаться хоть как-то (хотя бы в моей зоне ответственности) менять ситуацию… Можно пытаться понять – что происходит, что было не сделано или сделано не так (в том числе мной) и что нужно делать сейчас… и попробовать это реализовать… *** Думать же о том, что все, что сейчас происходит – это и есть, наконец, правильный путь к счастливому развитию страны - у меня не получается. Новая затяжная война; активная пропаганда ксенофобии, поддерживаемая государством; возврат идеологических схем сталинской эпохи; тотальный контроль и недоверие к людям в качестве главного механизм развития образования и других сфер жизни общества; возврат страха как важной составной части атмосферы, в которой мы вынуждены жить и работать … - это не то, о чем мечталось… Понятно, что в российском обществе и любители сталинских методов управления, и ксенофобы, и люди, желающие контролировать мою личную жизнь, были всегда. Но, в общем, такое мировоззрение в течение некоторого времени удерживалось на периферии общественной жизни… Теперь же эти люди стали основными героями и начинают определять нашу жизнь. В том числе законами государства. В советских литературных и др. произведениях о постреволюционных годах был такой сюжет: герой, участвовавший в революции, мечтавший о новой жизни, заметив, что в управление страной опять возвращаются старые люди и идеи, восклицал - «Зачем мы революцию делали, если всякая контра опять может мне указывать как жить?» Ну, революцию конца 80-х делал не я, но активно надеялся и в меру своих сил старался помогать становиться стране более свободной, людям более инициативными, самостоятельными, и в этом смысле – более европейскими. В этой логике я воспринимаю происходящее сейчас в стране как поражение, может быть (хочется надеяться) временное, но все-таки поражение. Наше общее и мое личное. Потому что я надеялся, что мои дети и я будем жить и работать в стране с другой атмосферой. Пока не получилось. Мы проиграли. Наши дети опять живут в стране, в которой снова меряют ее силу и мощь количеством оружия, а не уровнем жизни пенсионеров; в которой снова любые контакты с иностранцами подозрительны; в которой снова в политической сфере начинает преобладать лишь одна партия… Отчего уходили – туда и постепенно возвращаемся… Я понимаю, что может быть иная точка зрения на происходящее. И очень многие мои знакомые и коллеги с моей оценкой ситуации не согласны. Я готов говорить и от своего имени. Это у меня сложилось такое ощущение от происходящего в стране. Это у меня ощущение поражения. Это у меня складывается впечатление, что то, от чего мы, как казалось, последние 30 лет пытались уйти, снова и активно возвращается. Но при этом, все же думаю, что есть некоторое количество людей, ощущающих нынешнюю ситуацию также, и в этом смысле есть некоторое «мы»: - те, кто верит, что и правда - свобода лучше, чем не свобода, - те, для кого «коллективный одобрямс» - четкий признак того, что что-то здесь не так, - те, для кого человеческая жизнь важнее геополитических амбиций, - те, для кого многообразие и сложность – источники развития, а не преграда. И эти «мы» – проиграли. В данный момент - проиграли. Но это означает, что нужно думать – как жить сейчас, и что можно и нужно будет делать, когда маятник снова качнется в иную сторону. И как можно этому поспособствовать. *** Я в силу своей специальности и собственной убежденности, считаю, что важнейшие «поля битвы» за «жизнь после того, как» …(А.Архангельский предложил образ «в 6 часов вечера после войны» http://ift.tt/1IkVIpz) – это подрастающее поколение и учителя, которые помогают этому поколению подрастать. Во многом мы проиграли именно в битве за них. Молодежь, не жившая в Советском союзе и не знающая – как это было, является основной целью массовой пропаганды сегодня. И учителя, жившие в то время, но так и научившиеся получать удовольствие от общения со свободными людьми, – являются мощной силой, транслирующей возвращающиеся идеалы новым поколениям. И тем и другим нужно помогать сопротивляться массированному оболваниванию. Не поможем молодым людям - потеряем завтра, не поможем учителям - потеряем шанс изменить наше общее послезавтра. И так цикл за циклом. Понимая это, я со своими друзьями и коллегами последние 25 лет в общем-то и пытался делать что-то в этом направлении. Что-то получилось. Что-то – нет. Очевидно – могли сделать больше. В этом есть и часть моей вины. И часть причин нашего проигрыша. Когда мы проиграли? В чем здесь и моя вина? … Видимо, когда я решил что свобода - это ценность, уже принимаемая всеми; успокоился, что теперь свобода – навсегда, и нужно не агитировать за нее, а спокойно делать свое дело, учиться жить в этой свободе, давать возможность детям и взрослым быть самим собой, принимая их такими, как они есть… Видимо нужно было активнее информировать и разъяснять, создавать и предъявлять прецеденты свободы в образовании… … Наверное, мы проиграли тогда, когда не смогли сделать финансово устойчивыми средства массовой информации (журналы и газеты) для педагогов и родителей, которые публиковали тесты о реальном педагогическом опыте выращивания свободы в образовании, поддерживали педагогические сообщества, своей практикой выращивающие новое поколение свободных и самостоятельных людей. Журнал «На стороне подростка», газета «Сельская школа со всех сторон», «Газета для родителей» … умерли. Газета «Детский сад со всех сторон» еще теплится, но тираж ее и число читателей не велики. То, что постепенно умирают все независимые педагогические издания – не успокаивает. Опыт показал: – такие издания нужны людям, они, в том числе, позволяют им чувствовать себя не одинокими, знать, что так же как ты думают еще очень многие; - мы можем их делать качественными, важно научиться делать их устойчивыми… … Вероятно, я проиграл, когда в 90-е годы не смог убедить демократические партии в Санкт-Петербурге (Яблоко и СПС), что нужно вложить силы и ресурсы в работу по педагогизации общества, по информированию граждан - что есть свобода, и, в том числе, свобода в образовании, в программы по поддержке учителей, в образовательные программы для подростков… … Понимая необходимость исследования, разработки и продвижения идей и практики альтернативного образования в России, мы сделали для этого ряд шагов – инициировали проект «Институт альтернативного образования им. Я.Корчака», в течение последних 10 лет ежегодно собираем теперь уже международную конференцию по альтернативному образованию, организовали ряд публикаций… Но привлечь партнеров и спонсоров к этой работе мы не смогли, и тем самым, не смогли развернуть ее более массово... Надеюсь – пока не смогли… … Свою роль в сегодняшней ситуации сыграло и то, что мы не смогли вовремя убедить бизнес выделить ресурсы на инфраструктурные программы для поддержки педагогических сообществ. В частности, я не смог объяснить предпринимателям важность, эффективность для нашего общего развития инфраструктурных социально-педагогических проектов. Примеры таких больших проектов были - опыт фондов Сороса и Ходорковского как раз показывал значимость таких вложений. Но дальше… после того, как их обоих выдавили из России, это «поле» осталось пустым. В результате не выстроена общественная инфраструктура поддержки независимых инициатив в образовании. Вот все и привыкли зависеть от государства… То есть успешные локальные проекты и у нас и у наших друзей и коллег по стране были и есть, но сделать этот опыт более массовым, охватывающим большее число людей, более устойчивым не получились. И то, скорее об успешных проектах можно говорить в отношении работы с детьми, а вот работы с педагогами – очень мало. Со времен программ Сороса и Ходорковского столь масштабных проектов не было. Нет, ну кое-что нам и нашим коллегам, конечно же, удалось сделать. Так, скажем, пример программы «Школьная лига РОСНАНО» (schoolnano.ru) показал, что мы можем реализовывать крупные проекты, помогающие большому числу людей увидеть образ другой школы, других отношений между взрослыми и детьми; позволяющие создавать сообщества педагогов, которые увлекаются новыми идеями и включаются в работу по их реализации в своих школах, и уже начинают влиять на улучшение жизни в своем регионе. И это хорошо. Но мало для большой страны и, боюсь, поздновато… Хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда. И дальнейшие шаги можно пытаться делать, опираясь на имеющийся уже опыт."

Почему мы проиграли. Очень мощный текст написал Mikhail Epshtein Я подписываюсь под каждым его словом с той лишь разницей, что я смог сделать еще меньше... Даю Мишин текст с незначительными сокращениями "Одна из линий разговора на конференции по альтернативному образованию развернулась вокруг темы – виноват ли учитель в том, что происходит сейчас в стране вообще и в поведении наших учеников в новой общественной ситуации в частности. Я считаю, что я, в том числе, виноват. Дело еще и в том, что только такой ответ на этот вопрос (кто виноват) – позволяет мне что-то предпринимать по изменению ситуации. Все иные варианты ответа - устраняют меня от активной деятельности. Попробую пояснить. Какие могут быть варианты – кто во всем происходящем виноват? 1. Если думать, что во всем, что происходит сейчас в стране, виноват Путин… Что я могу тут сделать? Либо предпринимать усилия по силовому низвержению Путина с «президентского престола» - чем бы мне по ряду причин заниматься не хотелось. Либо ждать – когда Владимир Владимирович покинет этот мир естественным путем. Опыт жизни в Советском союзе показал, что ждать этого момента можно долго. То есть сейчас я сделать сам особо ничего не могу. 2. Если думать, что во всем виноваты США… Что я тут могу поделать? Ну, не брать же в руки автомат Калашникова и идти воевать супротив мощной державы… Остается только причитать, что США – мировое зло, надеяться на российские вооруженные силы. А самому-то делать опять нечего. 3. Если думать, что во всем виноват российский народ… вот он такой искони и его не изменить… Если встать на эту позицию, то получается, что если за несколько попыток в разные века многих активных и умных людей сделать российский народ более самостоятельным, свободным, независимым не получилось, то куда уж мне-то… Не от меня зависит изменение ситуации… 4. Если думать, что в ситуации виноват, в том числе, и я… То вот здесь я могу попробовать действовать самостоятельно, взять на себя какую-то долю ответственности за происходящее и попытаться хоть как-то (хотя бы в моей зоне ответственности) менять ситуацию… Можно пытаться понять – что происходит, что было не сделано или сделано не так (в том числе мной) и что нужно делать сейчас… и попробовать это реализовать… *** Думать же о том, что все, что сейчас происходит – это и есть, наконец, правильный путь к счастливому развитию страны - у меня не получается. Новая затяжная война; активная пропаганда ксенофобии, поддерживаемая государством; возврат идеологических схем сталинской эпохи; тотальный контроль и недоверие к людям в качестве главного механизм развития образования и других сфер жизни общества; возврат страха как важной составной части атмосферы, в которой мы вынуждены жить и работать … - это не то, о чем мечталось… Понятно, что в российском обществе и любители сталинских методов управления, и ксенофобы, и люди, желающие контролировать мою личную жизнь, были всегда. Но, в общем, такое мировоззрение в течение некоторого времени удерживалось на периферии общественной жизни… Теперь же эти люди стали основными героями и начинают определять нашу жизнь. В том числе законами государства. В советских литературных и др. произведениях о постреволюционных годах был такой сюжет: герой, участвовавший в революции, мечтавший о новой жизни, заметив, что в управление страной опять возвращаются старые люди и идеи, восклицал - «Зачем мы революцию делали, если всякая контра опять может мне указывать как жить?» Ну, революцию конца 80-х делал не я, но активно надеялся и в меру своих сил старался помогать становиться стране более свободной, людям более инициативными, самостоятельными, и в этом смысле – более европейскими. В этой логике я воспринимаю происходящее сейчас в стране как поражение, может быть (хочется надеяться) временное, но все-таки поражение. Наше общее и мое личное. Потому что я надеялся, что мои дети и я будем жить и работать в стране с другой атмосферой. Пока не получилось. Мы проиграли. Наши дети опять живут в стране, в которой снова меряют ее силу и мощь количеством оружия, а не уровнем жизни пенсионеров; в которой снова любые контакты с иностранцами подозрительны; в которой снова в политической сфере начинает преобладать лишь одна партия… Отчего уходили – туда и постепенно возвращаемся… Я понимаю, что может быть иная точка зрения на происходящее. И очень многие мои знакомые и коллеги с моей оценкой ситуации не согласны. Я готов говорить и от своего имени. Это у меня сложилось такое ощущение от происходящего в стране. Это у меня ощущение поражения. Это у меня складывается впечатление, что то, от чего мы, как казалось, последние 30 лет пытались уйти, снова и активно возвращается. Но при этом, все же думаю, что есть некоторое количество людей, ощущающих нынешнюю ситуацию также, и в этом смысле есть некоторое «мы»: - те, кто верит, что и правда - свобода лучше, чем не свобода, - те, для кого «коллективный одобрямс» - четкий признак того, что что-то здесь не так, - те, для кого человеческая жизнь важнее геополитических амбиций, - те, для кого многообразие и сложность – источники развития, а не преграда. И эти «мы» – проиграли. В данный момент - проиграли. Но это означает, что нужно думать – как жить сейчас, и что можно и нужно будет делать, когда маятник снова качнется в иную сторону. И как можно этому поспособствовать. *** Я в силу своей специальности и собственной убежденности, считаю, что важнейшие «поля битвы» за «жизнь после того, как» …(А.Архангельский предложил образ «в 6 часов вечера после войны» http://ift.tt/1IkVIpz) – это подрастающее поколение и учителя, которые помогают этому поколению подрастать. Во многом мы проиграли именно в битве за них. Молодежь, не жившая в Советском союзе и не знающая – как это было, является основной целью массовой пропаганды сегодня. И учителя, жившие в то время, но так и научившиеся получать удовольствие от общения со свободными людьми, – являются мощной силой, транслирующей возвращающиеся идеалы новым поколениям. И тем и другим нужно помогать сопротивляться массированному оболваниванию. Не поможем молодым людям - потеряем завтра, не поможем учителям - потеряем шанс изменить наше общее послезавтра. И так цикл за циклом. Понимая это, я со своими друзьями и коллегами последние 25 лет в общем-то и пытался делать что-то в этом направлении. Что-то получилось. Что-то – нет. Очевидно – могли сделать больше. В этом есть и часть моей вины. И часть причин нашего проигрыша. Когда мы проиграли? В чем здесь и моя вина? … Видимо, когда я решил что свобода - это ценность, уже принимаемая всеми; успокоился, что теперь свобода – навсегда, и нужно не агитировать за нее, а спокойно делать свое дело, учиться жить в этой свободе, давать возможность детям и взрослым быть самим собой, принимая их такими, как они есть… Видимо нужно было активнее информировать и разъяснять, создавать и предъявлять прецеденты свободы в образовании… … Наверное, мы проиграли тогда, когда не смогли сделать финансово устойчивыми средства массовой информации (журналы и газеты) для педагогов и родителей, которые публиковали тесты о реальном педагогическом опыте выращивания свободы в образовании, поддерживали педагогические сообщества, своей практикой выращивающие новое поколение свободных и самостоятельных людей. Журнал «На стороне подростка», газета «Сельская школа со всех сторон», «Газета для родителей» … умерли. Газета «Детский сад со всех сторон» еще теплится, но тираж ее и число читателей не велики. То, что постепенно умирают все независимые педагогические издания – не успокаивает. Опыт показал: – такие издания нужны людям, они, в том числе, позволяют им чувствовать себя не одинокими, знать, что так же как ты думают еще очень многие; - мы можем их делать качественными, важно научиться делать их устойчивыми… … Вероятно, я проиграл, когда в 90-е годы не смог убедить демократические партии в Санкт-Петербурге (Яблоко и СПС), что нужно вложить силы и ресурсы в работу по педагогизации общества, по информированию граждан - что есть свобода, и, в том числе, свобода в образовании, в программы по поддержке учителей, в образовательные программы для подростков… … Понимая необходимость исследования, разработки и продвижения идей и практики альтернативного образования в России, мы сделали для этого ряд шагов – инициировали проект «Институт альтернативного образования им. Я.Корчака», в течение последних 10 лет ежегодно собираем теперь уже международную конференцию по альтернативному образованию, организовали ряд публикаций… Но привлечь партнеров и спонсоров к этой работе мы не смогли, и тем самым, не смогли развернуть ее более массово... Надеюсь – пока не смогли… … Свою роль в сегодняшней ситуации сыграло и то, что мы не смогли вовремя убедить бизнес выделить ресурсы на инфраструктурные программы для поддержки педагогических сообществ. В частности, я не смог объяснить предпринимателям важность, эффективность для нашего общего развития инфраструктурных социально-педагогических проектов. Примеры таких больших проектов были - опыт фондов Сороса и Ходорковского как раз показывал значимость таких вложений. Но дальше… после того, как их обоих выдавили из России, это «поле» осталось пустым. В результате не выстроена общественная инфраструктура поддержки независимых инициатив в образовании. Вот все и привыкли зависеть от государства… То есть успешные локальные проекты и у нас и у наших друзей и коллег по стране были и есть, но сделать этот опыт более массовым, охватывающим большее число людей, более устойчивым не получились. И то, скорее об успешных проектах можно говорить в отношении работы с детьми, а вот работы с педагогами – очень мало. Со времен программ Сороса и Ходорковского столь масштабных проектов не было. Нет, ну кое-что нам и нашим коллегам, конечно же, удалось сделать. Так, скажем, пример программы «Школьная лига РОСНАНО» (schoolnano.ru) показал, что мы можем реализовывать крупные проекты, помогающие большому числу людей увидеть образ другой школы, других отношений между взрослыми и детьми; позволяющие создавать сообщества педагогов, которые увлекаются новыми идеями и включаются в работу по их реализации в своих школах, и уже начинают влиять на улучшение жизни в своем регионе. И это хорошо. Но мало для большой страны и, боюсь, поздновато… Хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда. И дальнейшие шаги можно пытаться делать, опираясь на имеющийся уже опыт."
by Анатолий Шперх

July 25, 2015 at 11:29PM
from Facebook
via IFTTTfrom Facebook
via IFTTT