Провел позавчера вебинар по анализу информации в рамках IV Международной научно-практической Интернет-конференции "Виртуальная реальность современного образования". Поговорили о том, как создавать и использовать кейсы. Много было интересного (скромно заметил докладчик), но для меня, как для преподавателя, всегда самым любопытным является реакция слушателей. В самом начале я дал "для разогрева" кейс про северокорейского космонавта. Мои читатели наверняка помнят его - я писал о нем несколько дней назад. Там есть очень много зацепок, "завязанных" на школьный курс, причем доступных даже начинающим изучать физику. Ну, и попробовал поговорить про "двойное дно" этого кейса. О том, что ошибки в физике видят все, и понимают, что это мистификация, а вот сам факт того, что северокорейские СМИ ЭТО опубликовали, как правило, проходит мимо анализа, воспринимаясь как данность. Для меня же это - принципиальный момент. Именно этот нехитрый прием "матрешки", благодаря которому читатель "вычисляет" одну ложь и, довольный собой, пропускает всё остальное, является краеугольным камнем в работе пропаганды, да и не только пропаганды - любого промывания мозгов. Понимать, как он работает - крайне важно, когда говоришь об анализе информации. Однако по реакции аудитории почувствовал, что разговор уходит "в вату" (насколько это можно уловить в рамках вебинара). Тема не зацепила. И квинтессенцией этого была реплика в чате: "Да мне вообще неинтересно, что там в КНДР в СМИ публикуют!" Не знаю, как вас, а меня эта фраза резанула. Мне показалось, что она - лакмусовая бумажка нашей школы. Как четко иногда мы себя научились ограничивать по предметному, по классно-урочному принципу. По физике вопросы есть? Давайте обсудим. А Корея - это по другому ведомству, это мне не интересно. Это - к обществоведению. Или - к географии, но точно не ко мне. А то, что было 50 лет назад - к истории. Которых, кстати, у нас тоже две - отечественная и всемирная. Никак между собой не связанные. "К пуговицам претензии есть? Я только пуговицы пришиваю!" (с). Хорошо, что голос этот был, судя по всему, один. Но и для остальных такое "смешение" тем показалось странным и непривычным. Нам бы задачки про бассейны, нет?

Провел позавчера вебинар по анализу информации в рамках IV Международной научно-практической Интернет-конференции "Виртуальная реальность современного образования". Поговорили о том, как создавать и использовать кейсы. Много было интересного (скромно заметил докладчик), но для меня, как для преподавателя, всегда самым любопытным является реакция слушателей. В самом начале я дал "для разогрева" кейс про северокорейского космонавта. Мои читатели наверняка помнят его - я писал о нем несколько дней назад. Там есть очень много зацепок, "завязанных" на школьный курс, причем доступных даже начинающим изучать физику. Ну, и попробовал поговорить про "двойное дно" этого кейса. О том, что ошибки в физике видят все, и понимают, что это мистификация, а вот сам факт того, что северокорейские СМИ ЭТО опубликовали, как правило, проходит мимо анализа, воспринимаясь как данность. Для меня же это - принципиальный момент. Именно этот нехитрый прием "матрешки", благодаря которому читатель "вычисляет" одну ложь и, довольный собой, пропускает всё остальное, является краеугольным камнем в работе пропаганды, да и не только пропаганды - любого промывания мозгов. Понимать, как он работает - крайне важно, когда говоришь об анализе информации. Однако по реакции аудитории почувствовал, что разговор уходит "в вату" (насколько это можно уловить в рамках вебинара). Тема не зацепила. И квинтессенцией этого была реплика в чате: "Да мне вообще неинтересно, что там в КНДР в СМИ публикуют!" Не знаю, как вас, а меня эта фраза резанула. Мне показалось, что она - лакмусовая бумажка нашей школы. Как четко иногда мы себя научились ограничивать по предметному, по классно-урочному принципу. По физике вопросы есть? Давайте обсудим. А Корея - это по другому ведомству, это мне не интересно. Это - к обществоведению. Или - к географии, но точно не ко мне. А то, что было 50 лет назад - к истории. Которых, кстати, у нас тоже две - отечественная и всемирная. Никак между собой не связанные. "К пуговицам претензии есть? Я только пуговицы пришиваю!" (с). Хорошо, что голос этот был, судя по всему, один. Но и для остальных такое "смешение" тем показалось странным и непривычным. Нам бы задачки про бассейны, нет?

by Анатолий Шперх



November 12, 2014 at 08:49AM

from Facebook

via IFTTTfrom Facebook

via IFTTT